Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи социализации в работах отечественных педагогов-гуманистов начала XX в. 2 страница



Широкие научные интересы С. И. Гессена обращались к различным проблемам педагогики, но, как ученый, считавший педагогику при­кладной областью философии, подчеркивая социальный характер пе­дагогики, он не мог обойти вниманием, как он сам их именовал, «иде­альные закономерности» социальной жизни и образования.

В качестве первой закономерности С. И. Гессен обращал внимание на то, что цели образования всегда определяются жизнью данного об­щества. Любой воспитатель всегда совершенно бессознательно реа­лизует некую цель. «Неведомо откуда получил он эту цель: скорее все­го — из окружающего его духовного воздуха, из миросозерцания той среды, в которой он живет чаще всего не по своей воле, и домашней философии, которую он безотчетно усвоил. Над целями образования мы не задумываемся именно потому, что эти цели представляются нам слишком очевидными».1

Таким образом, между образованием и жизнью — прямая связь, основу которой составляет культура. Человек реализует свои потреб­ности и способности в рамках культуры. Основные достижения чело­веческого бытия, закрепленные в культуре — образованность, граж­данственность, цивилизация — существуют как «слои» ценностей жизни современного человека. Соответственно каждый ценностный «слой» складывается из определяющих его областей деятельности, об­разуя, как именует С. И. Гессен, «внешний каталог культуры» (рис. 2)-

Эта триада, на взгляд С. И. Гессена, не случайный ряд, а совокуп­ность, где ни один «слой» ценностей не может существовать без дрУг0' го. Степень индивидуального продвижения по этим компонентам <<ка' талога культуры» у каждого человека своя, но внутреннее единство ий' дивида и общества существует всегда. Эта закономерность, по #

1 Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. <


К У образованность Л ь
(наука искусство нравственность религия
гражданственность
право
[государственность I хозяйство [техника
цивилизация
Рис. 2. Схема «каталога культуры» (по С. И. Гессену)

С. И. Гессена, объясняет неразрыв­ную связь любой педагогической 0роблемы с проблемами нравст­венной, политической, экономи­ческой, правовой жизни общества. Основным духовным процес­сом жизни личности в культуре для С. И. Гессена является нравствен­ное образование. Его он понимает как «восхождение» личности к идеалам Истины, Добра, Красоты и Свободы по трем ступеням: ано­мии, гетерономии и автономии.

1. Ступень аномии соответствует раннему и дошкольному детству
ребенка и предполагает своеобразное социальное «беззаконие», жизнь
в согласии с естественными законами природы. Они воспринимаются
ребенком как идущие от самого бытия, как будто вырастающие из окру­
жающей обстановки, поэтому, даже не осознавая этих кем-то установ­
ленных норм социальной жизни, он им непроизвольно следует.

2. Ступень гетерономии прямо связана с началом школьного обу­
чения. Здесь ребенок и подросток начинают постигать внешнее соци­
альное принуждение как «должное». Оно открывается ему в общих
правилах поведения в школе. Если в ней господствует «дух права»,
внутренняя организация жизни школы представляется как правовое
государство в миниатюре, то сами законы поведения хоть и предписа­
ны извне, но принимаются ребенком так, будто он сам их себе опреде­
лил. Значимым носителем «духа права» является учитель: его автори-
Тет, осуществление мер поощрения и наказания как правовых актов
позволяет детям «возвышаться» в своем подчинении общим законам
нравственности и права, заложенным в культуре.

3- Высшая ступень нравственного образования — ступень автоно-Uu предполагает «свободное нравственное самоопределение» лично-и во внешкольном образовании, в профессиональной творческой де­льности и взрослой гражданской жизни. Именно на этой ступени

еРшается «рост долженствования» и органично синтезируется при-у*Дение со свободой.


100 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

С. И. Гессен обращает внимание на нравственную проблему, чрез-вычайно важную для социализации личности: на проблему свободы. Он проанализировал классические теории свободного воспитания (Ж.-Ж. Руссо, Л. Н. Толстого), педагогические системы Я. А. Комен-ского, И. Ф. Гербарта, Г. Спенсера, Ф. Фребеля, Дж. Дьюи, М. Монтес-сори и предпринял одно из самых глубоких философско-педагогиче-ских исследований закономерностей природы дисциплины и свободы.

Эти два феномена, по убеждению С. И. Гессена, определяют всю социальную жизнь человека от рождения до старости, но в педагогике их принято рассматривать как антиподы. С. И. Гессен показывает внут­реннюю связь дисциплины и свободы, убеждает, что в образовании невозможно обойтись без принуждения, без возведения личности к должному. «Принудительное по необходимости образование должно быть свободным по цели. Принуждение и свобода не исключают, вза­имно проникают друг в друга. Каждый образовательный акт, по необ­ходимости принудительный, осуществляет свободу, которая должна быть присущей ему, оживляющей его задачей».1

В свою очередь свободные действия человека как социального су­щества — это вовсе не произвольные поступки. Они предполагают об­думанный и ответственный выбор, творческое преобразование жизнен­ных ситуаций, верность своему внутреннему «Я», своим жизненным принципам. Таким образом, целостная, образованная «автономная» личность, по С. И. Гессену, характеризуется в первую очередь внутрен­ней свободой и проявляет себя в свободе действий.

С. И. Гессен опять ищет «идеальные закономерности» в самом вза­имоотношении личности и социума, мира внешней культуры. Он отме­чает, что целостная личность, проявляя себя в индивидуальных сво­бодных действиях, выражает в них свои «центростремительные силы». Внешние социальные воздействия и условия культуры проявля­ют себя по типу «центробежных сил». Если человек, оказавшись в во­довороте центробежных сил социума, не может противопоставить ИМ свое достаточное личностное развитие центростремительных сил, т" в противоборстве с массой противоречивых событий, идей, указаний Я ограничений он теряет себя, свою индивидуальность. Как восстаяс


4.1. Идеи социализации в работах отечественных педагогов-гуманистов... 101

вить или удержать гармонию в отношениях между центростремитель-дыми силами личности и центробежными силами социума?

С. И. Гессен видит два пути. Первый путь — «опрощение»: вернуть личность назад, к «нулевой точке культуры», куда звал еще Ж.-Ж. Рус­со, провозглашая: «Назад к природе!» Если достижения культуры свес­ти к минимуму, центростремительным силам личности уже не придет­ся «тянуться» к духовным высотам, и противоречие само исчезнет.

Второй путь, напротив, предполагает обогащение, укрепление центростремительных сил личности, постепенный рост ее внутренней свободы, что поможет противостоять давлению внешней среды, мно­гообразию культурных впечатлений. Указать и обеспечить ребенку именно этот путь — настоящее искусство воспитания. Только педагог может помочь подрастающей личности соизмерить свои внутренние силы с проявлениями реальной жизни. С. И. Гессен опять указывает на закономерность: «Давление внешней среды должно соответствовать внутренней силе сопротивления растущей личности ребенка. Центро­стремительная сила в человеке должна всегда превышать центробеж­ные силы внешней культуры, но и непрерывно ощущать их возраста­ющий напор»1.

вэтом

С. И. Гессен предостерегает от навязывания детям ценностей взрос­лой жизни. В работе «Судьба коммунистического идеала образования» (1933) он достаточно резко выступил против идеологической направ­ленности молодой советской педагогики, против самого коммунисти­ческого идеала образования и возражал против привнесения партий­ной идеологии в школу. Личность, способная к активной социальной *изни, по его убеждению, должна самостоятельно пройти от стадии аномии к гетерономии и осуществить в себе идеал автономии. Образо­ванию следует избавиться от иллюзии, что оно способно создавать но-в°е поколение по образцу старших. Самое главное, что может состав-ять «социальное наследство», — это воспитание у детей способности Преодолевать прошлое через приобщение к вечному»2. С. И. Гессену

виделась возможность преодоления противоречия между социа-

зацией и индивидуализацией личности.



' Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. С


[ Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М, 1995. С. 86. там же. С. 380.




               
   
     
       
 
 
 
 


102 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

4.2. Классово-пролетарская

педагогическая концепция социализации

Разработка проблемы социализации теснейшим образом связана с творчеством Павла Петровича Блонского (1884-1941). Еще в доре­волюционных работах «Задачи и методы новой народной школы» (1916), «Школа и общественный строй» (1917), «Школа и рабочий класс» (1917) П. П. Блонский выступает с острой и беспощадной кри­тикой старой российской школы за ее формализацию образования, от­чуждение от народа и незнание реальной жизни. «Мы должны самым решительным образом отвергнуть проклятое обособление школы от жизни и вернуться к античному пониманию школы, как школы жизни».1

В новой народной школе, говорил П. П. Блонский, ребенок должен учиться жить, то есть не только познавать действительность, но и пре­образовывать ее. Он хотел, чтобы в школе путем самовоспитания, са­мообразования и труда создавался творец новой жизни. Такую новую школу П. П. Блонский представлял как самостоятельную детскую об­щину с коллективной деятельностью учащихся, которая по самой сво­ей организации и содержанию занималась бы не только учением детей, а всей их жизнью.

Окружающую природу и общественную среду ребенок, по мнению П. П. Блонского, воспринимает как единое целое, в центре которого находится он сам. Первый «горизонт» среды ребенка — семья, впос­ледствии она расширяется до уровня школы, улицы, города, страны и всего культурного мира. Эти «горизонты» (уровни) среды наблюдают­ся и изучаются ребенком как человеческая жизнь. «Действительный интерес к ней и зоркое внимание пробудятся у ребенка лишь тогда, ког­да он втянется в активное участие в окружающей его человеческой жизни».2

П. П. Блонский пытается предложить конкретную программу изу­чения окружающей ребенка среды, называя этот необычный для на­чальной школы предмет «человековедением». Его содержание он праД' ставлял в виде расширяющихся концентрических «кругов».

' Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 тома Т. 1. М„ 1979. С. 39. 2 Там же. С. 59.


4.2. Классово-пролетарская педагогическая концепция социализации 103

Первый большой раздел человековедения — «жизнь школы»: зна­комство с ее кабинетами, мастерской, садом, рассматривание коллек­ций и аквариума, встречи с другими учителями и даже школьным сто­рожем.

Следующий раздел — «семья и ее жизнь»: квартирный вопрос (пло­хая или хорошая квартира, ремонт, отопление); члены семьи (отец, его работа, мать — ее забота о детях; как готовится обед; прислуга в доме; вечера в семье); горе и радость в семье; знакомые, соседи, их жизнь; праздники в семье; игры и труд в семье. «Вместе с рассказами детей об их жизни в семье в школу входит и влияние семьи».1

Третий раздел (или «круг», как его именует П. П. Блонский, следуя принципу «расширения человеческого "Я"») — «квартал в городе или родная деревня». Здесь предлагается множество тем: улица в различ­ные времена года, продавец газет и разговор о газете, лавка, почта, цер­ковь, сапожник, трамвай — словом, все, что встретится ребенку на го­родской улице, или свои особые приметы деревенской улицы, впечат­ления от пребывания в церкви, на кладбище, в поле, в лесу... Интересно, что представления о природе П. П. Блонский советует предпосылать представлениям об общественных отношениях. Ребенок, совершая экс­курсии в лес, в поле, на реку, наблюдая изменения в природе на своей улице, узнает природу в ее отношении к человеку — и как его есте­ственную среду, и как предмет человеческого труда.

Последний «круг» — «родина и родной народ». Лучший способ со­здать живые представления о жизни своей родины и народа, считает П. П. Блонский, — «воображаемые путешествия». Дети по карте раз­рабатывают маршрут, садятся в воображаемый поезд, а учитель, беря на себя роль жителя то одной, то другой местности, рассказывает им, используя альбомы, открытки, «волшебный фонарь», обо всех досто-пРимечательностях и жизни людей.

Важно отметить, что в своих ранних работах П. П. Блонский высту-Пал против тенденциозного навязывания школьникам идей господству­ющей политической партии. Он обеспокоенно подчеркивал, что пар-ииная пропаганда в педагогическом отношении абсолютно недопу-тима, так как жесткая политизация неизбежно разрушает единение

Т 1 II онский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 томах.

' M°'iCKU" П' П'


104 4. П сихолого-педагогические концепции социализации личности..._______

ума и сердца ребенка с живым познанием родины, то есть органично обращающим воспитание процессом социализации.

В книге «Трудовая школа» (1919) П. П. Блонский конкретизирует свои представления о новой школе в форме единой индустриально-по­литехнической трудовой школы. Индустрия, считает он, факт не толь­ко технический, но и социальный; она является базой социальных от­ношений и тенденций и дает ученикам самый надежный ключ к их пониманию и воздействию на них. Иными словами, П. П. Блонский пытался найти такую форму общественного воспитания, которая по­зволяла бы ориентироваться и на социализацию воспитанников.

Позднее, на рубеже 20-30-х гг. XX в., вплотную занявшись педоло­гией, П. П. Блонский указывал, что дети вступают в общение с окру­жающей средой с шестимесячного возраста; с этого времени начина­ется процесс их социализации. Но без преднамеренно организованного воспитания и систематического обучения, лишь за счет процесса соци­ализации, человек окажется вне цивилизации, какими бы задатками и возможностями его ни наделила природа.

В работах П. П. Блонского этого периода (особенно связанных с изу­чением возрастных особенностей детей) обращает на себя внимание тенденция противопоставления общественного воспитания социали­зации, утверждение его решающей роли. Теперь он уже доказывает, что даже младший школьник проявляет активную политическую на­правленность, что его «симпатии к советской власти растут, когда он видит конкретные факты ее политики, направленной на поднятие бла­госостояния рабочего класса и колхозников. В общем, наши дети — советские дети. Но мы не можем останавливаться на этом. Задача педа­гога — дать коммунистическое воспитание и на все 100% искоренить религию, шовинизм, национализм и все другие влияния старой ере' ды»1. К сожалению, контекст тоталитарной политической системы принципиально изменил взгляд П. П. Блонского на ребенка как пытли­вого, активного участника реальной жизни.

Для исследования проблемы социализации личности ребенка моЛО' дой советской педагогике важно было отношение к этой проблеме е(главных лидеров — Н. К. Крупской и А. В. Луначарского.

1 Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М, 1961. С. 490.


4.2. Классово-пролетарская педагог ическая концепция социализации 105

Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), как официаль­ный идеолог новой пролетарской педагогической науки выступила с концепцией, утверждавшей активное включение подрастающего по­коления в систему социалистических общественных отношений. В из­вестной статье «К вопросу о целях школы» (1923) она пишет: «И бур­жуазия, и рабочий класс ставят школе определенные цели, но буржуа­зия смотрит на школу как на средство классового господства, а пролетариат смотрит на школу как на средство воспитать поколение, способное положить конец классовому господству. Цели буржуазного государства ведут к подавлению личности громадного большинства детей, к затемнению их сознания, эти цели идут вразрез с интересами молодого поколения; цели, которые ставит школе рабочий класс, ведут к расцвету личности каждого ребенка, расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний, цели идут по линии интересов молодого поколения. В этом разница между целя­ми буржуазии и целями пролетариата»1.

Примечательно, что Н. К. Крупская по существу ставит вопрос не о целях школьного воспитания, как иногда узко принято его толковать в историко-педагогической литературе, а о целях школы как социально­го института. Утверждая, что ценности конкретной личности и цели общества в пролетарском государстве совпадают, Н. К. Крупская, как и многие ее идеологические последователи, способствовала укреплению в советской педагогической науке отчуждения общественного воспи­тания от реальной жизни ребенка, подмене ее абстрактными идеями о светлом будущем.

В эти же 20-е гг. XX в. Н. К. Крупская в своих работах активно опе­рирует определением сущности воспитания как общественной катего-Рии, в котором уже обозначался аспект социализации. По ее мнению, следует различать «воспитание в узком смысле» как «преднамеренное систематическое воздействие взрослых на поведение детей и подро-тков»2. Но кроме того, существует «воспитание в широком смысле», Оторое совершается под влиянием всего уклада жизни общества, всей У воздействий окружающей действительности.

2 Крупская Н. К. К вопросу о целях школы. Пед. соч.: В 6 томах, Т. 2. М., 1978. С. 173. кРупская Н. К. Воспитание. Пед. соч.: В 6 томах. Т. 3. М., 1979. С. 368.


106 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

Есть все основания считать, что Н. К. Крупская под «воспитанием в широком смысле» имела в виду социальную детерминированность формирования личности, его обусловленность экономикой и полити­кой. Она указывала, что этот во многом стихийный процесс в условиях;) социализма будет становиться все более организованным и целена­правленным.

Н. К. Крупская подчеркивает, что советской педагогической науке и практике воспитания следует активно изучать этот аспект («воспита- i ние в широком смысле»), вносить в него элемент педагогического ру­ководства, учиться управлять этим глобальным процессом в интересах коммунистического воспитания. «Мы организуем воспитание наших детей в гуще жизни, при помощи этой кипучей жизни, идущей по пути неустанной и все более глубокой борьбы за социализм. Однако воспи­тание в гуще жизни требует очень серьезных предпосылок. Оно требу­ет знания окружающей среды. Не поверхностного, краеведческого, в старом смысле слова, или обывательского знания этой среды. Оно требует марксистского анализа этой среды, анализа общественных яв­лений, в ней происходящих, умения понять их значимость, их взаимо­связь, их причины, их положительное или отрицательное значение».1

Таким образом, Н. К. Крупская ставит вопрос о том, что воспита­ние в его традиционном понимании следует дополнить изучением со­циологических сторон этого процесса. Но такой «марксистский ана­лиз» необходим для того, чтобы сделать воспитание более контролиру­емым со стороны правящей большевистской партии и государства, уже проявлявшего черты тоталитаризма.

На эту же проблему обращал внимание Анатолий Васильевич Луна­чарский (1875-1933). В 1927 г. в статье «Социологические предпосыл­ки советской педагогики» он писал: «Правду говорят те, кто утвержда­ет, что сама жизнь и весь общественный строй воспитывает. Это соци­ологически совершенно верно»2. Но, раскрывая далее возможности участия школы в общественной жизни, ее взаимодействие с обществен­ной средой, он замечает, что реальная жизнь с ее стихийными влияни­ями слишком пестра и хаотична, в ней рядом с прогрессивными эле-

1 Крупская Н. К. Воспитание. Пед. соч.: В 6 томах. Т. 3. М, 1979. С. 382.

2 Луначарский А. В. Социологические предпосылки советской педагогики // О воспит3
нии и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и др. М., 1976. С. 189.


4.2. Классово-пролетарская педагогическая концепция социализац ии 107

ментами много сомнительных и дурных. Поэтому она вовсе не ведет ребенка по прямой линии воспитания к желаемому «типу социалиста-борца». И А. В. Луначарский, так же как и Н. К. Крупская, по суще­ству, строго очерчивает официальную установку советской педагоги­ки: все определяет партийно-государственная система воспитания и образования, ибо только с их помощью можно «вкладывать марксист­ское мировоззрение в голову каждого». Он заявляет: «Школа как госу­дарственно-воспитательное учреждение должна раньше, чем вся соци­альная жизнь, пропитаться новым духом, она должна возвыситься над бытом, от нее должны исходить воспитательные силы. Школа должна выправить те искривления, которые даст ребенку жизнь»1.

Такое снисходительное отношение к формирующему воздействию жизни как к чему-то вторичному по сравнению с государственно-вос­питательными учреждениями будет и в дальнейшем характеризовать позицию официальной советской педагогики. Только сейчас становит­ся ясно, что, утверждая приоритет и всемогущество организованного воспитания, педагогика оправдывала всеобщее производство послуш­ных стандартных «винтиков».

Значительный вклад в изучение социальной среды детей как факто­ра их социализации в советской педагогике 20-х гг. XX в. принадлежит Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878-1934). Осмысление его пе­дагогического наследия в целом позволяет считать его одним из осно­воположников социальной педагогики в России. Его педагогический опыт и теоретические поиски — одна из первых ярких попыток расши­рить предмет педагогической науки за счет обоснования социализиру­ющей роли воспитания и воспитательного значения социализации.

В курсе лекций по педагогике, прочитанном в 1928/29 гг. студентам ПеДтехникума, С. Т. Шацкий ставит в центр своего изложения одну из главных, по его мнению, проблем — педагогику среды. Традиционная Педагогика всегда имела дело с организованным педагогическим про­цессом в семье и в школе. Но на деле «мы имеем две системы воспита-Ия: школу и окружающую жизнь»2. С. Т. Шацкий убежденно считает, То в окружающей жизни происходит активный педагогический про-

^ Луначарский А. В. Социологические предпосылки советской педагогики // О воспита-
2И образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и др. М, 1976. С. 190.
Ш С. Т. Педагогические сочинения: В 4 томах. Т. 3. М, 1964. С. 419.





108 4. Психолого-педагогические концепции социализации личности...

цесс (он его именует «большой педагогический процесс»), результа­том которого становятся устойчивые навыки, необходимые именно для данной среды, например деревенской, пролетарской. «Педагогика окружающей среды, которая награждает ученика мыслями, вкусами интересами, известным здоровьем, известным умением работать, уме­нием обращаться с разнообразным материалом и инструментами, — весь этот огромный и весьма ценный воспитательный фактор должен быть нами весьма серьезно принят во внимание».'

Школа, как специально организованный институт воспитания дол­жна, не только не отгораживаться от влияний среды или тем более бо­роться с ними (что, по мнению С. Т. Шацкого, почти бесполезно), а, напротив, должна входить с ней в органическую связь. С. Т. Шац­кий, используя естественнонаучное сравнение, очень образно рисует механизм такой связи школы и среды: школа — своеобразный «соци­альный фермент», «задачей которого является урегулировать, перевес­ти в другое состояние тот массовый педагогический процесс, который развивается вокруг школы, — значит, между школой и средой должны возникнуть взаимоотношения обмена: среда действует на школу, шко­ла на основании этого воздействия изменяет свою работу и в свою оче­редь действует на окружающую среду с целью поддерживать в ней по­ложительные тенденции воспитания и бороться с отрицательными»2.

Эта идея нашла свое отражение в содержании программ детских садов и школ, входивших в состав Первой опытной станции по народ­ному образованию. В программе ГУСа, в разработке которой участво­вал С. Т. Шацкий, также был реализован обоснованный им «принцип локальности», то есть соответствия обучения местным условиям, свя­зи его с организацией хозяйства местного края, реальным бытом. «Все предметы домашнего обихода, уход за животными, за помещением, обращение с одеждой, отношение к свету, теплу, воздуху — все эти вещи, поскольку они сами приучают ребят ими пользоваться, являются дидактическим материалом, который гораздо более реален, чем дидак­тический материал школы с ее тетрадками, перьями и ручками и так далее; это есть материал, взятый непосредственно из жизни».3

1 Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: В 4 томах. Т. 3. М, 1964. С. 427v

2 Там же. С. 423.

3 Там же. С. 445.


4.2. Классово-пролетарская педагогическая концепция социализации 109

После выхода в 1918 г. «Положения о единой трудовой школе рСФСР», которое законодательно определило главные принципы и организационную структуру новой советской школы, в стране начали активно организовывать работу учащихся в школьных мастерских, са­мообслуживание, сельскохозяйственные работы для нужд школьного питания и др. С. Т. Шацкий, опираясь на свой опыт работы в колонии «Бодрая жизнь», глубокое изучение теории и практики западноевро­пейской и американской трудовой школы, предостерегал от суетливого стремления поскорее схватить внешние формы трудовой школы. Он предлагал прежде преодолеть (на теоретическом и на практическом уровне) два главных предрассудка, которые, въевшись в школьную жизнь, не дают по-новому представить школу как институт социализа­ции и ее трудовую сущность.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1874 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...