Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что изучает философия техники?



Результаты научно-технического прогресса демонстрируют исключительную роль техники в современном мире. Она ока­зывает существенное влияние на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство. Осо­бая значимость техники в жизни человека определила интерес философии к этому феномену. Многие философы XIX—XX вв. в рамках социальной философии, антропологии, философии истории рассматривали проблемы, связанные с техникой и на­учно-техническим прогрессом (О. Шпенглер, А. Тойнби, А. Бергсон, Л. Мамфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, Э. Блох). Вместе с тем в Германии в кон. XIX в. зарождается философия техники в качестве относительно са­мостоятельной области исследований (Э. Капп, Ф. Дессауэр, К. Тухель). Мощный импульс в развитии и широкое распро­странение философия техники получила в 60—70-е годы XX в. (Ф. Рапп, X. Шельски, А. Хунинг, Г. Рополь, Ж. Эллюль). Фе­номен техники исследуется с разных философских позиций: с точки зрения экзистенциализма (М. Хайдеггер), социальной антропологии (А. Гелен), критической теории Франкфуртской школы (Г. Маркузе, Ю. Хабермас).

Будучи древним феноменом, техника приобретает новые черты в современной жизни. Отсюда возникает необходимость осмысления сущности и предназначения техники. В круг проб­лем, поднимаемых философией техники, попадают следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как взаимосвязаны техника и наука, насколько наука зависит от технических возможностей, что представляет собой техниче­ское знание, какое влияние оказывает техника на экономиче­ские, политические, социальные, экологические процессы, ме­няет ли технический прогресс самого человека. Философия техники поднимает этические проблемы на основе анализа взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск раз­вития философии техники вызван осознанием двусмысленно­сти научно-технического прогресса. С одной стороны, совре­менное решение социальных и экономических проблем воз­можно только на основе науки и техники. С другой стороны, все более очевидными становятся пределы экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности природ­ных и социальных ресурсов.

Существует множество определений понятия техники. Боль­шинство из них в качестве основного признака выделяет преобра­зование. В наиболее общем виде техникой называется преобра­зующая деятельность человека. М. Хайдеггер, анализируя ответы на вопрос о том, что такое техника, сводит их к двум вариан­там: техника есть средство, или инструмент, для достижения це­лей, и техника — это человеческая деятельность. Подход к по­ниманию техники с точки зрения этих двух определений М. Хайдеггер называет инструментально-антропологическим. Ин­струментально-антропологический взгляд на технику в той или иной мере разделяли К. Ясперс, М. Шелер, А. Гелен, Ю. Хабер­мас. Понимая всю очевидную правильность инструменталь­но-антропологического подхода, М. Хайдеггер выступает против него, поскольку он, с его точки зрения, не схватывает сущности техники. В концепции М. Хайдеггера техника больше, чем средство практической деятельности человека, она есть способ явления истины, в ней заключена суть бытия человека. Возвра­щаясь к античному смыслу понятия «тэхнэ» (греч. τέχνη— ис­кусство), М. Хайдеггер выдвигает предположение, что техника зародилась как одно из проявлений любознательности человека, как поиск истины. Однако постепенно из поиска истина, из тяги к тайне природы техника превращается в агрессию против нее. Такая метаморфоза техники угрожает самому человеку. Сущность человека попадает в зависимость от техники. Отсюда задачу современного человека М. Хайдеггер видел в изменении технологического мировоззрения. Критику техники проводят и представители Франкфуртской школы. Так, например, М. Хоркхаймер полагает, что технический прогресс, который привел к накоплению благ, не снившихся даже утопистам, на­чинает угрожать человеку. Рост технических возможностей чело­века сопровождается дегуманизацией. Человеческий целеполагающий разум, когда-то воплотившийся в первых технических изобретениях, начинает отдавать предпочтение средствам, а не целям. Все существо человека становится рабом технической цивилизации.

Разумеется, негативное отношение к технике не является ни единственным, ни преобладающим. Ему противостоят по­зиции технократического детерминизма, в которых технике от­водится роль главного фактора социального прогресса. К тако­го рода теориям относятся прежде всего учения об индустри­альном, постиндустриальном и информационном обществе. Безусловно, в них идеализируется значение техники как основ­ного источника прогресса общества. Справедливая критика этих концепций основывается на том, что технический про­гресс несет в себе не только позитивный, но и негативный по­тенциал. С другой стороны, и критика технократизма должна учитывать тот факт, что снятие негативов технического про­гресса в современном обществе само по себе является техни­ческой задачей, а не только духовным подвигом.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...