Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как развивается наука? Постпозитивистские модели развития научного знания



Довольно часто развитие науки представляется как посте­пенное накопление фактов, которые в дальнейшем обобщают­ся, что и приводит к формулировке научных законов. Против подобного взгляда на развитие науки, распространенного, в ча­стности, среди неопозитивистов, выступили постпозитивисты. С точки зрения К. Поппера, научное познание не начинается со сбора фактов, оно начинается с выдвижения догадок, пред­положений, гипотез, которые сопоставляются с фактами и в конечном счете отбрасываются. На смену фальсифицирован­ным гипотезам приходят новые. Вновь выдвигаемые гипотезы и теории не вытекают из старых, они представляют собой со­вершенно новый взгляд, никак не связанный с предыдущим. Отсутствие преемственности между уже опровергнутыми тео­риями и новыми, еще ожидающими своего опровержения, превращает историю науки в конкуренцию теорий, в постоян­ную борьбу за выживание. Концепция роста знания, предло­женная К. Поппером, опиралась на принцип фальсифицируемости, согласно которому эмпирические научные теории обла­дают отличительным признаком опровержимости. Вслед за К. Поппером проблему развития научного знания исследуют Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Их концепции ориентиру­ются на историю науки, которая показывает, что наличие опровергающего факта не является достаточным основанием для отказа от принятой научной теории. В работах последова­телей К. Поппера предложенная им схема роста знания, упро­щенно представлявшая развитие науки, заменяется более слож­ными моделями.

Разрабатывая идею о том, что новые теории не связаны с предыдущими, Т. Кун выдвинул понятие парадигмы. Под па­радигмой главным образом он понимал научную теорию, кото­рая в определенный исторический период выполняет функцию образца научного исследования. Так, в роли парадигмы в свое время выступали физика Аристотеля, геоцентрическая система Птолемея, физика Ньютона. К современным парадигмам при­надлежит, например, теория относительности А. Эйнштейна. Парадигма очерчивает круг проблем, задает направления и способы их исследования, она также определяет специфику фактов, попадающих в поле зрения ученого. Теория становится парадигмой в результате того, что научное сообщество придает ей статус эталона и тем самым направляет деятельность от­дельных ученых в заданное русло. Исследуя историю науки, Т. Кун выделяет два этапа развития науки: нормальный и рево­люционный. Стадия нормальной науки представляет собой де­ятельность ученых в рамках принятой парадигмы. В этом со­стоянии наука находится большую часть времени своего разви­тия. Поскольку парадигма не подвергается критике научным сообществом, открытие новых фактов объясняется с точки зре­ния старой парадигмы. Один противоречащий факт не опро­вергает теорию и не ведет к ее устранению, как предполагал К. Поппер. Однако накопление таких фактов-аномалий, не объяснимых с точки зрения старой парадигмы, ведет к рево­люции в науке, которая выражается в смене парадигмы. Новая парадигма определяет новый тип научных задач и новые мето­ды решения. Смена парадигм не рассматривается Т. Куном как углубление или расширение знания, как приближение к исти­не. Каждая новая парадигма предлагает другой взгляд, несоиз­меримый с предыдущим. Вместе с тем несоизмеримость пара­дигм не запрещает post factum установить между ними логиче­ские взаимосвязи.

К логическому завершению идею о несоизмеримости новых и старых теорий привел П. Фейерабенд. Рост знания, согласно П. Фейерабенду, осуществляется в соответствии с принципом пролиферации (размножения). Научные концепции возникают хаотично, подчиняясь почти биологической установке созда­вать как можно больше разного. Теории выражают позицию ученых, их создавших. Сравнивать эти концепции невозможно, поскольку каждая из них говорит свое и на своем языке. Рисуя картину абсолютного анархизма в науке, П. Фейерабенд отри­цает существование каких-либо общих правил или нормативов научной деятельности. Из этого вполне логично вытекает утверждение П. Фейерабенда об отсутствии качественного раз­личия между наукой и ненаукой. Все виды знания являются равноправными и подчиняются принципам несоизмеримости и пролиферации. В этой ситуации преимущественное положе­ние науки определяется не спецификой научного знания, а той государственной поддержкой, которой пользуется наука в срав­нении с мифологией или другим знанием. Государство выделя­ет науку среди прочих видов знания, превращая ее тем самым в новую разновидность идеологии. Необходимо отделить науку от государства, так же как была отделена церковь. Это, по мнению П. Фейерабенда, снимет идеологический прессинг на­уки и создаст условия для свободного, равноправного размножения знания. Таким образом, поиск четких критериев, отли­чающих науку от ненауки, начатый неопозитивистами, привел постпозитивистов к отрицанию принципиальной разницы между наукой и другими видами знания.

Исследование развития научного знания, проведенное К. Поппером, Т. Куном, П. Фейерабендом, подготовило рас­пространение аналогии между научным и биологическим раз­витием. Наиболее ярко и последовательно эта аналогия прово­дится в эволюционной эпистемологии С. Тулмина. «Наследст­венность», «мутации» и «естественный отбор» выполняют функцию опорных понятий его эволюционной эпистемологии. Развитие науки представляется как «естественный» отбор кон­цепций на основании их приспособленности к принятым в на­учном сообществе стандартам рациональности. Изменение са­мих стандартов рациональности подобно появлению нового биологического вида, которое в конечном счете определяется мутациями. Последнее слово в принятии новых стандартов ра­циональности остается за научной элитой.

Характеризуя в целом подходы к развитию научного зна­ния, можно выделить следующие позиции: кумулятивизм и ан­тику мулятивизм, экстернализм и интернализм.

Кумулятивистский подход (от лат. cumulatio — увеличение, скопление) к развитию знания абсолютизирует преемствен­ность. Развитие науки с этой точки зрения представляется как процесс постепенного накопления фактов, теорий или истин. К уже известному постепенно добавляется все новое и новое. Кумулятивистская позиция разделялась, например, неопозити­вистами. В противовес идее кумулятивности, абсолютизирую­щей непрерывность развития науки, выступает идея несоизме­римости научных теорий. Являясь абстрактной противополож­ностью кумулятивности, принцип несоизмеримости научных теорий идеализирует наблюдаемые в истории науки моменты скачкообразного перехода к новым концепциям. Согласно принципу несоизмеримости, новая теория не вытекает логиче­ским образом из старой, хотя впоследствии можно установить логические отношения между ними. Возникновение новой тео­рии диктуется социально-психологическим климатом научного сообщества. Идею несоизмеримости разделяли, например, К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд.

По вопросу о факторах, влияющих на развитие научного знания, уже в 30-х годах XX в. сформировалось два альтерна­тивных подхода: экстернализм и интернализм. Первый подход основные движущие силы развития научного знания видит во внешних по отношению к научной теории факторах. Исторический контекст, социально-экономические условия, тип ра­циональности, стиль мышления, менталитет эпохи и другие подобные структуры выполняют, с точки зрения экстернализ-ма, роль основных причин, определяющих направление и ха­рактер развития науки. Позицию экстернализма разделяли Дж. Бернал, Д. Нидман и др. Концепцию Т. Куна, равно как и марксистский подход к исследованию зависимости научного познания от социально-экономических условий, также можно рассматривать как варианты экстернализма. Противоположная позиция — интернализм, не отрицая роли внешних обстоя­тельств, делает акцент на внутренних факторах развития науч­ного знания. К таковым прежде всего относится внутренняя логика развития науки, определяющая последовательность воз­никновения проблем. Одним из наиболее ярких представите­лей интернализма является А. Койре.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...