Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что рассматривается философами в качестве критериев истины?



Признавая знание истинным, необходимо указать крите­рии, по которым истину можно отличить от заблуждения. Сре­ди критериев истинности знания назывались всеобщность и необходимость, очевидность, логическая непротиворечи­вость, эмпирическая и практическая подтверждаемость.

Рационалистическая традиция главными признаками исти­ны считала всеобщность и необходимость знания. Истинное знание относится не к отдельным предметам, а к классам предметов. Свойства предметов, зафиксированные в истинном знании, проявляются с необходимостью при определенных условиях. Справедливо утверждая, что всякое рассуждение на­чинается с определенных предпосылок аксиоматического ха­рактера, рационалисты в качестве критерия истинности этих предпосылок рассматривали очевидность. Истинным признава­лось то, в чем невозможно усомниться, что кажется истинным с очевидностью. Очевидное постигается, по мнению рациона­листов, путем интеллектуальной интуиции. Эта позиция встре­чается, в частности, у Р. Декарта. Развитие рационалистиче­ской тенденции выразилось в поиске внутренних критериев истинности знания (логическая непротиворечивость, самосо­гласованность знания).

Сенсуалистическая традиция в качестве критерия истины на­зывает ощущения. При этом, в отличие от материалистического, идеалистический сенсуализм на основании соответствия знания (понятия) ощущениям не делает вывода о соответствии знания действительности. В эмпирической традиции роль критерия ис­тины выполняет опыт. Само понятие опыта не сводится к ощу­щениям. В опыт помимо ощущений могут включаться все внут­ренние переживания и состояния сознания, а также внешний опыт, например прагматический опыт субъекта или научное на­блюдение и эксперимент.

Заметную роль в развитии проблематики критериев истины сыграл диалектический материализм, поставивший на место основного критерия практику. Понимая практику как обще­ственную, материально-преобразующую деятельность людей, диалектический материализм не сводит ее к опыту отдельного человека. Общественный характер практики выражается в том, что даже в тех случаях, когда речь идет о деятельности отдель­ного человека, он рассматривается как носитель определенного типа социальных отношений. Отличительными чертами практи­ки являются целенаправленность, предметно-чувственный ха­рактер (практика прямо или косвенно связана с чувственно вос­принимаемыми предметами), преобразовательный характер (ак­тивное вмешательство в природную или социальную среду). Исходя из этого, не всякая деятельность рассматривается как практика, а только та, которая отвечает указанным признакам. В соответствии с этим к формам практики относятся обще­ственное производство, социально-политическая и научно-экс­периментаторская деятельность, формы материально-преобразу­ющей деятельности на уровне бытовых отношений. На том же основании деятельность в области идеологии, образования, ху­дожественного творчества не рассматривается в качестве видов практики.

Причина, по которой практика может рассматриваться в ка­честве критерия истины, заключается в том, что, являясь дея­тельностью субъекта, практика невозможна без объекта. Она выступает в роли общего звена между субъектом и объектом и связывает их в единую систему. В этом отношении диалекти­ческий материализм преодолевает традицию противопоставле­ния субъекта и объекта познания. Поскольку знание невозможно непосредственно сопоставить с объектом, необходимо опосредую­щее звено, функцию которого с точки зрения диалектического ма­териализма выполняет практика. Будучи универсальным критерием истины, практика характеризуется неопределенностью. С од­ной стороны, общественно-историческая практика подтверждает принципиальную возможность человеческого мышления адек­ватно отображать объективный мир, она свидетельствует о на­личии общего соответствия между сознанием и бытием. С дру­гой стороны, она не может однозначно подтвердить или опро­вергнуть конкретную концепцию. Например, решение вопроса об истинности научной теории предполагает не только практи­ческую проверку теории, но и апелляцию к логической непро­тиворечивости и другим внутренним критериям научного зна­ния. Чем конкретнее ставится вопрос об истине, тем более неопределенным является критерий практики. В конечном счете на основании практики формируются и заблуждения. В гносео­логии диалектического материализма практика помимо функ­ции критерия истины играет роль исходного пункта, движущей силы и основной цели познания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 252 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...