Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Существует ли развитие и как его понимать?



Понятие развития связано с понятиями изменения и движе­ния, которые по отношению к нему являются родовыми. В са­мом деле, о каком развитии может идти речь, если ничто не из­меняется? Именно так и представлялось положение дел в мире автору библейского «Екклесиаста»: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солн­цем» (Екклесиаст, гл. 1). Основанное на Библии христианское мировоззрение не признавало изменений в природе: в ней все остается таким, каким его создал Бог. Философы же, за редким исключением (элеаты), признают существование движения и изменения. При этом они разделяются на тех, кто считает движение и изменение абсолютным, и тех, кто ограничивает их какой-то областью. Ярким представителем первой группы был Гераклит Эфесский, высказавший знаменитый афоризм «все те­чет, все изменяется», а второй — Платон, который мыслил ис­тинное бытие (мир идей) вечным и неизменным, а подвержен­ность изменению считал свойством лишь мира вещей.

Признание изменения и движения, однако, еще не означает наличие представлений о развитии. Не всякое изменение есть развитие, а лишь такое, которое имеет направленность и носит качественный характер. Поэтому развитие можно было бы опре­делить как изменение, ведущее к появлению нового качества, направленное на новое качество. Но это понятие бессмысленно применять к отдельным разрозненным явлениям, единичным или повторяющимся событиям. Так, зажженная сигарета изменя­ется, но не развивается; нельзя считать развитием и мигание елочной гирлянды. Категория развития определяет движение сложных материальных и духовных систем и подразумевает сово­купность взаимосвязанных изменений, приводящих к новому ка­честву. Развитие есть процесс необратимый и неповторяющийся.

Многие столетия человечество смотрело на мир и на исто­рию так же, как и процитированный выше Екклесиаст. Антич­ность была склонна видеть в природе и в истории цикличность. Например, стоики учили, что мир сгорает в космическом огне каждые 10 800 лет, а потом возрождается вновь. Мировоззрение Средневековья и Нового времени было статичным. Идея разви­тия приходит в мировоззрение сравнительно поздно — в конце XVIII в. Но уже с сер. XIX столетия она стремительно завоевы­вает умы и становится своего рода интеллектуальной модой, особенно после выхода в свет работы Ч. Дарвина «Происхожде­ние видов путем естественного отбора» (1859). При этом среди многочисленных ее приверженцев не было единства по ряду основополагающих вопросов, и прежде всего вопросов о том, каков характер и каков источник развития. Сложилось несколь­ко направлений, выдвинувших разные учения о развитии: диа­лектический идеализм, диалектический материализм и натура­листический эволюционизм. Помимо философских (общих) учений о развитии существовали еще и частные астрономиче­ские, биологические, геологические и т. д.

Первое всеобщее учение о развитии было сформулировано Г. Гегелем. Вся его грандиозная философская система была опи­санием развития Абсолютной идеи в ее самопознании. Абсо­лютная идея — чистое мышление — и была объектом развития. Особенностью гегелевского понимания развития была диалекти­ка, которую немецкий философ называл «принципом всякого движения». Этот принцип означал усмотрение связи и взаимоперехода понятий мышления друг в друга через преодоление противоречий мышления путем синтеза противоположных опре­делений понятием, «примиряющим» стороны противоречия.

Гегелевское учение о развитии гораздо больше относилось к области культуры и истории, чем к природе. Исправить этот недостаток поставили себе целью основоположники марксизма, прежде всего Ф. Энгельс. Высоко ценя гегелевскую диалектику как учение о всеобщей связи и развитии, он видел свою задачу в том, чтобы поставить ее «с головы на ноги», т. е. превратить диалектику понятий, учение о развитии мышления в диалектику природы, т. е. учение о ее развитии. Осуществив материалисти­ческую интерпретацию гегелевской философии, Энгельс сфор­мулировал три всеобщих закона диалектики — закона развития природы, общества и мышления. Первый из них, закон единст­ва и борьбы противоположностей, указывал на противоречия как на источник развития (например, борьба классов в обще­стве). Второй, закон перехода количественных изменений в ка­чественные,— объяснял характер развития. Оно идет неравно­мерно, скачками, которые представляют собой изменение каче­ственного состояния. К нему ведет постепенное накопление изменений количественных. Характер развития затрагивал и третий закон — отрицания отрицания. Согласно ему, всякая новая ступень развития не просто отбрасывает старое, а сохра­няет его в себе в преобразованном («снятом») виде, последую­щая же ступень («отрицание отрицания») представляет собой повторение старого на качественно новом уровне.

Одновременно с диалектико-материалистическим учением формировалось и другое всеобщее учение о развитии — натура­листический эволюционизм. Среди его теоретиков видное место принадлежит английскому философу Г. Спенсеру, чья эволюци­онная теория даже немного опередила дарвиновскую. К тому же, в отличие от последней, объяснявшей только развитие жи­вых существ, Спенсер мыслил эволюцию как всеобщий, глоба­льный процесс в сфере явлений. Подобно Энгельсу, Спенсер также формулирует универсальные законы развития. Во-первых, развитие есть переход от однородности к разнородности, так как однородное неустойчиво. Во-вторых, развитие есть интегра­ция и концентрация, которые происходят одновременно (наря­ду) с дифференциацией. В-третьих, развитие есть в то же время и переход от неопределенности к определенности. Спенсер так­же, подобно Энгельсу, полагал, что движущую силу эволюции надо искать во взаимодействии антагонистических сил. Но он решительно расходился со своим немецким «коллегой» в трак­товке характера развития. Английский философ считал свойст­вом эволюции ее медленность, постепенность; она идет путем плавного накопления незначительных изменений, не делает ни­каких скачков. И в общественном развитии, по Спенсеру, нет места революциям: прогресс — это автоматический процесс по­степенного — от поколения к поколению — улучшения человека и общества. За эту веру в автоматизм и постепенность эволю­ции спенсеровская теория развития получила от ее недругов прозвище «ползучий эволюционизм».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 315 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...