Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое идеальное?



Идеальное — философская категория, обозначающая невещест­венную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопо­стигаемые сущности». Идеальная реальность выявляется в сопо­ставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственно-временная и вещественная определенность, не­посредственная чувственная данность.

Значимость идеального для человека обусловлена прежде всего тем, что оно способно представлять обобщенно-ценност­ные, сущностные характеристики действительности, образы ее желаемых состояний, целей, способов их достижения. Без это­го не могут существовать сознание, язык, культура. Поэтому можно сказать, что без идеального нет человека. Непреходя­щей заслугой Платона перед философией считается, как отме­чает А.Ф. Лосев, раскрытие ценности идеального, конструк­тивно-логических принципов мысли, создание «учения об идее как о принципе осмысления вещей, как об их общей целост­ности, являющейся законом их отдельных проявлений».

Соотношение материального и идеального — предмет фило­софских споров, приобретающих особую остроту в полемике между идеалистами и материалистами.

В онтологическом отношении идеалисты считают идеальное первичной по отношению к материальному реальностью. Иде­альное, с их точки зрения, содержит прообразы и сущности материальных предметов, определенным образом воплощается в них, творит их. Материалисты, наоборот, утверждают, что идеальное производно от материального. Наиболее распростра­нена в современном материализме трактовка идеального как особого рода отражения, коренящегося в фундаментальном свойстве материи — отражении — способности одних предме­тов запечатлевать на себе свойства других, сохраняя при этом свою вещественную природу. С этих позиций идеальное пони­мается как субъективный образ объективной (материальной) реальности, возникающий в человеческом сознании в результате развития специфически человеческих способов жизнедеятельности.

В гносеологическом отношении идеальное сближается идеа­листами с сущностями, стоящими за явлениями. Истинное знание — знание идеального и его отношения к материальному. Для материалистов гносеологическая трактовка идеального близка к онтологической: идеальное есть порождение способ­ности человека отражать материальную реальность в формах сознания и деятельности, представлять «информацию в чистом виде».

В личностном отношении и материалисты, и идеалисты при­знают, что идеальное составляет ядро внутреннего мира чело­века, определяет его самосознание, мировоззрение, в том чис­ле смысложизненные ориентации.

В социально-культурном отношении идеальное предстает и для материалистов, и для идеалистов в качестве совокупности объек­тов, выступающих как ценности, идеалы, нормы, принципы, образцы (нравственные, религиозные, эстетические, языковые, по­знавательные, утилитарные, технические и т. д.).

В современной отечественной философии довольно проч­ные позиции продолжает занимать диалектический материа­лизм. В 70-е годы в рамках этого учения сформировались два подхода к пониманию идеального. Один из них был представ­лен Э. В. Ильенковым (1924—1979), другой — Д. И. Дубров­ским (р. 1929).

Ильенков, развивая традиции марксистской диалектики и опираясь на психологические исследования, утверждал, что идеальное не тождественно субъективной реальности. Идеаль­ные объекты — суть надличностные элементы культуры, это нормы, принципы, схемы, подлежащие реализации в деятель­ности, опредмечиванию или духовной объективации. Они представляются в виде вещи, но не вещественны. По сути, это формы деятельности, конструируемые общественным челове­ком в соответствии с его целями.

Дубровский, продолжая линию материалистического сенсу­ализма и обращаясь к данным естественных и точных наук, настаивал на том, что идеальное есть субъективная реальность, создаваемая способностью человека «иметь информацию в чистом виде». Полемика между двумя философами показала актуальность проблемы, ее многогранность и стимулировала творческие поиски в этой области.

В заключение представим определение идеального, предла­гаемое «для продумывания» отечественными философами П. В. Алексеевым и А. В. Паниным: «Идеальноеэто гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, про-: граммы, модели) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, справедливость, красота и т. д.), которые подлежат ре­ализации в деятельность человека».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 303 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...