Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что есть сущность?



Категория «сущность» была введена в теоретический инстру­ментарий философии Аристотелем. Он называл сущность «су­тью бытия». Бытие любого сущего лучше всего, полнее всего выражается его сущностью. Сущность тоже бытие; образно го­воря, это «глубинный слой» всякого бытия. Сущность, стало быть,— это то, что не лежит на поверхности, недоступно чувст­вам и постигается умом. Еще одно определение сущности, так­же принадлежащее Аристотелю, подчеркивает самостоятель­ность, самодостаточность сущности как бытия: это такое бытие, которое существует само по себе, а не через другое. От этого последнего определения пойдет понимание сущности как суб­станции, т. е. причины самое себя. Средневековая схоластика, основываясь на аристотелевском понимании сущности, разраба­тывает вопрос о соотношении сущности и существования, что­бы различить Бога и сотворенный мир в аспекте их бытия. Бог есть единственное самостоятельное бытие, в нем сущность (essentia) и существование (esse) совпадают. Бог сам и есть суть своего бытия, его источник. Но он так же, как самостоятельное бытие, есть сущность-субстанция тварного мира и первоначало его бытия. Таким образом, у сотворенных вещей сущность на­ходится вне их и предшествует их существованию.

В философии Нового времени продолжает разрабатываться идея Бога-субстанции как причины самое себя, носителя основных качеств (атрибутов) и источника бытия вещей. Дру­гой аспект понятия «сущность», который в Средние века свя­зывался с термином «эссенция» (лат. essentia) и означал «умо­постигаемая глубинная суть бытия», на время утратил актуаль­ность. Но в нач. XIX в. он был подробно разработан в философии Гегеля. Немецкий философ противопоставляет сущности явление. Сущность не может быть только «бытием в себе». Она должна явить себя, стать действительностью. Сна­чала она предстает как видимость, т. е. как своя противопо­ложность — лишенность сущности (то, что несущественно). Дальнейшее движение мысли по пути определения сущности приводит нас к явлению. Явление — это сущность в ее сущест­вовании, или существенное существование. Явление имеет две стороны: одна связывает его с видимостью, другая, относящая­ся к сущности, есть то, что сохраняется в явлении при всех изменениях его содержания. Но все существующее находится в отношении, и явление поэтому есть существенное отношение.

Гегелевское учение о сущности было воспринято диалекти­ческим материализмом, где получило натуралистическую интерпретацию. Сущность и явление стали рассматриваться как гносеологические категории, описывающие процесс познания, который движется от явления к сущности. Явление не просто видимость, оно обусловлено внутренними законами, свойства­ми, изучение которых и означает проникновение в сущность. Но это проникновение не может завершиться полным позна­нием сущности, ибо сущность неисчерпаема. Сущность являет­ся, явление существенно.

В постгегелевской немарксистской философии большое распространение получил также и феноменализм, который трактовал явление как феномен, т. е. данную нам в опыте ре­альность, за которой никакая сущность не скрывается и в ко­торой она никак не проявляется. Задача познания — сопостав­ление, сравнение и описание феноменов. Философы, стоящие на позиции феноменализма, отвергают сущность как фикцию, псевдопонятие.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 338 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...