Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Верно ли, что материю придумали материалисты, в то время как философы других направлений отвергают это понятие?



Такое мнение неверно и возникает из упрощенного и схе­матичного представления о материализме и идеализме, а также обо всем процессе развития философии.

Термин «материя» (лат. materia — вещество, материал) воз­ник примерно в 1 в. до н. э. как перевод на латынь греческого слова «поле» (букв.: корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.

Стоящие у истоков философского понимания материи древнегреческие натурфилософы VI—V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпедокл) не были еще ни материалистами, ни идеалистами. Они называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Аристотеля, который мыслил ее как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возмож­ность действительности. При этом Аристотель различал мате­рию «последнюю», уже обладающую некоторой определенно­стью возможность бытия конкретной вещи, и «первую», чис­тую возможность бытия всех вещей. В отличие от Аристотеля, древние стоики не проводят такого различия, и их материя схожа с аристотелевской первоматерией. Она есть сущность всех вещей, это то, из чего все возникает. Другая важная осо­бенность стоического понимания материи заключается в том, что в ней присутствует содержащий формы («семена») вещей Бог (Логос-огонь).

В эпоху поздней античности в осмыслении материи появ­ляется этический аспект. В гностицизме материя — это низ­менное, злое начало, которое поглощает и разделяет начало духовное, возвышенное. Сходные мотивы обнаруживаются и в манихействе. Наметившееся в этот период противопоставление материи (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень деградации ду­ховного, истекающего из первоначала неподвижного Единого. Материя противопоставляется последнему также и как абсо­лютная изменчивость, множественность.

Мы видим, таким образом, что понятие «материя» возникает и развивается в античной философии отнюдь не в рамках мате­риалистической традиции, и его активно использовали также и философы — объективные идеалисты (платоники). Объектив­но-идеалистическая философия не отказалась от него и в Новое время, и в XIX в. Так, Ф. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, рассматривал материю в неразрывном единстве с духом, называя ее «дремлющим духом». А Г. Гегель, другой ее представитель, мыслил материю на аристотелевский манер — как такое сущее, которое мы можем мыслить, если аб­страгируемся от всякой формы «какого-нибудь нечто». «Мате­рия есть нечто совершенно абстрактное», то, что предполагает форму и, в свою очередь, предполагается ею.

Откуда же взялось материалистическое понимание мате­рии?

Идейно оно восходит к древнегреческим атомистам, стоикам и натурфилософам-досократикам. Непосредственно в его основу была положена Декартова телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой. Представители классического материализма XVIII—XIX вв. (Д. Дидро, Д. Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л. Бюхнер и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сущее. Материя наделяется ими способностью к самодвижению и саморазвитию, простран­ство и время (а по Дидро также и чувствительность) считаются ее атрибутами. Способность материи к саморазвитию в особен­ности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в XIX— XX вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие материи начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему материально­го движения, в котором можно выделить иерархию пяти основ­ных уровней: механическое, физическое, химическое, биологи­ческое, социальное.

Кто же тогда отвергает материю?

Критика понятия «материя» (вместе с понятием «субстан­ция») как фиктивного, как пустой абстракции была начата в XVIII в. Дж. Беркли и вслед за ним была продолжена субъек­тивным идеализмом. В XIX, а затем и в XX в. оно отбрасывает­ся как устаревший инструментарий «спекулятивной метафизи­ки» прежде всего позитивизмом и прагматизмом.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 299 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...