Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы основные исторически сложившиеся позиции в онтологии?



Несмотря на чрезвычайное разнообразие концепций в об­ласти онтологии, там можно различить несколько основных позиций — теоретических платформ, к которым тяготеют мыс­лители в трактовке ими онтологических проблем. Более всего эти позиции связаны с решением вопросов о бытии вещей, бытии идей и бытии людей. Мы рассмотрим четыре такие по­зиции: реализм, субъективный идеализм, феноменологию и эк­зистенциализм.

Реализм. Можно сказать, что это наиболее древняя, широ­кая и распространенная онтологическая позиция. Ее можно было бы назвать и самой популярной, так как она в своем простейшем воплощении — наивном реализме — соответствует здравому смыслу. Любой нормальный человек в своем повсед­невном поведении исходит из убеждения, что вещи таковы, какими мы их видим, ощущаем, и не зависят от того, что мы о них думаем, скорее наоборот. Точка зрения наивного реализ­ма в философии присуща разве что упрощенному материализ­му. Онтологический реализм не сводится к признанию незави­симости вещей от нашего знания о них, его следует опреде­лить шире: как признание реальности, существующей вне сознания, познающего субъекта и независимо от него (такую реальность принято называть объективной). Эта формула, од­нако, варьируется в весьма широком диапазоне и открывает возможность для существенно различных и даже противопо­ложных решений у ее приверженцев. Своего рода «полюсами» реализма являются объективный идеализм и материализм.

Объективный идеализм считает объективно реальным и идеи, и вещи, и духовное, и телесное. Однако духовное бо­лее действительно, чем телесные вещи, это высший род бытия. Вещи и события в материальном мире зависят от идей как от своих конечных причин, последние также придают первым ка­чественную определенность. Бытие духовного вечно, телесно­го — временно. Точка зрения материализма в данном вопросе диаметрально противоположна. Материализм упрощенный единственной реальностью считает материю (в разных формах ее существования). Самостоятельное, независимое от тела су­ществование душевных явлений (души) он отрицает. Высшая разновидность материализма — материализм диалектический предложил более сложное онтологическое учение, которое признавало два вида реальности: объективную материальную реальность и субъективную духовную реальность. Последняя является вторичным родом бытия, так как возникает лишь на определенном этапе эволюции бытия материального и сущест­вует как его отражение. Кроме того, диалектический материа­лизм еще выделил в качестве особой реальности общественное бытие, которое определяет общественное сознание.

Наряду с объективно-идеалистической и материалистиче­ской существует еще целый ряд иных разновидностей реали­стической онтологии разного оттенка, например неореализм, получивший распространение в нач. XX в.

Субъективный идеализм. В онтологическом отношении субъ­ективный идеализм является антиподом реализма как в мате­риалистическом, так и в объективно-идеалистическом вариан­те. Онтологическое кредо этого направления очень кратко сформулировал его основоположник Дж. Беркли (XVIII в.): «Существовать — значит быть в восприятии». Таким образом, субъективный идеализм будто бы признает единственным ро­дом бытия субъективную реальность, и тогда ничего, кроме индивидуального душевного опыта, нельзя считать действи­тельным. На практике такая позиция, именуемая солипсизмом, в философии не разрабатывалась ввиду ее теоретической бес­перспективности. Обычно субъективный идеализм выступает в более «мягких» формах. Отвергая онтологию как спекулятив­ное рассуждение о бытии, независимом от субъекта, предста­вители данного направления предпочитают ограничивать реальность рамками опыта. Опыт оказался для них такой ре­альностью, которая открывала возможность различных интер­претаций и построения своеобразной субъективно-эмпиристской онтологии. Например, в махизме и эмпириокритицизме опыт трактуется как изначально нейтральный — не физический и не психический, но при определенных условиях могущий рассматриваться и как первый, и как второй.

Таким образом, своеобразие субъективно-идеалистической онтологии заключается в том, что она неявна и строится по­средством гносеологии и психологии.

Феноменология. Это направление возникает в нач. XX в. Оно явилось реакцией на крайности субъективного идеализма и выражало тенденцию к реабилитации онтологии, которая обозначилась на рубеже XIX—XX вв. Основоположник фено­менологии Э. Гуссерль провозгласил лозунг: «К самим вещам!» Однако он не означал возврата к реализму, т. е. к признанию вещей вне сознания. Вещи для феноменолога — это часть содержания самого сознания, на которую направлены акты само­го сознания: это то, что мыслится, воспринимается. Но данная часть сознания отлична и от самого психического акта воспри­ятия, мышления, она не субъективна, а объективна (и потому феноменология — не субъективный идеализм). Идеальное, все­общее, родержзние сознания («эйдетическое», по Гуссерлю) представляет собой особый род объективного бытия — бытия феноменов, сущностей. Они бестелесны и существуют транс­персонально.

Экзистенциализм. Особенность этой позиции в онтологии со­стоит в том, что она во главу угла ставит вопрос о бытии челове­ка. Экзистенциалисты видят принципиальную разницу между бытием человека и бытием вещей, неодушевленных предметов. Человек — это вопрошающее о своем собственном смысле бытие, сознающее себя бытие, свободное бытие, проектирующее себя бытие — бытие в возможности. Такое особое бытие получило на­именование «экзистенция», в то время как бытие вещей, объек­тов именуется «просто-присутствием».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...