Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы основные проблемы онтологии?



Природа онтологических вопросов (как, впрочем, и всех вопросов философии вообще) такова, что на них невозможно дать однозначных истинных ответов. Такие вопросы поэтому ставят проблемы. Конечно, онтологических проблем великое множество, тем не менее среди них выделяется группа проб­лем, на протяжении веков привлекавших к себе внимание по­колений философов.

Проблема небытия. Как помыслить небытие? Если это не­возможно, вероятно, его и вовсе нет? А если небытие есть, то есть ли оно нечто? (Подробнее о небытии речь пойдет в со­ответствующем разделе.)

Проблема сознания. Как возникает сознание? Присуще ли оно только человеку? Если да, то как оно возникает у каждого человеческого индивида и как оно возникло впервые у челове­ческого рода, у первых людей, чтобы передаться от них потом всем людям? А если нет, то, может быть, сознанием — пусть в меньшей мере — наделены также и другие живые существа и даже неодушевленные предметы? Или же существует высшее сознание — Мировой дух, который творит сознательные души, являет себя в них?

Другой аспект проблемы сознания открывается вопросом: где существует сознание? Имеет ли оно пространственные ха­рактеристики, уместно ли вообще связывать сознание с протя­женностью? Если мы примем, что неуместно, то тогда нам предстоит искать ответы на вопросы о том, как непротяженное сознание связано с пространственно-локализованным челове­ком и как возможно влияние на непротяженное сознание про­тяженных предметов.

Можно также сказать, что проблема сознания — это проб­лема духовного бытия. Существует ли особая духовная реаль­ность, и если существует, то как она соотносится с реально­стью материальной, телесной, с материальным бытием? Это так называемый основной вопрос философии, вопрос о том, что первично, на который философы разных направлений да­вали разные ответы. Материалисты доказывали, что основная и действительная реальность — это материальное бытие, идеа­листы объективные отдавали приоритет духовному бытию, считали материальное производным и зависимым от него, дуа­листы же говорили о независимости друг от друга, о «паралле­льном» существовании материального и духовного, а субъек­тивные идеалисты и вовсе объявили этот вопрос псевдопроб­лемой.

Проблема единства мира. Пестрое разнообразие предметов и явлений, процессов и состояний порождает дилемму: должны ли мы считать все это одним бытием и пытаться объяснить его из какого-то одного начала или принципа, к которому разнообразие может быть сведено как к своей сущности, или же мы имеем дело с бесконечным многообразием видов обособленного друг от друга бытия, имеющего каждое свою собственную сущ­ность. Первая позиция в этой дилемме получила наименование «монизм», а вторая — «плюрализм». Возможна также и «промежу­точная» позиция — дуализм (существует духовное бытие и суще­ствует материальное бытие, у каждого своя сущность), и тогда дилемма превращается в трилемму. И монизм, и дуализм, и плюрализм ставят свои проблемы. Наиболее «популярна» сле­дующая проблема монизма: а в чем именно мы должны видеть единство мира — в духовности или в материальности, какого рода бытием мы его будем считать — духовным или материаль­ным?

Проблема Бога. Эта проблема также многоаспектна. Вопрос не столько в том, существует ли Бог. Гораздо больше вопросов вытекает из признания того, что он существует. Большинство из этих вопросов связано с трактовкой отношений Бога и мира, природы. Бог присутствует в природе или же он трансцендентен? Природа адекватна Богу или же он с ней несоизмерим? Бог — это особое бытие? Бог творит бытие, будучи как бы «над» ним? Творение Богом мира — это разовый акт или это непре­рывный процесс, и тогда мир будет существовать столько, сколько Бог будет продолжать творение? А само творение — это создание всего множества вещей или же это творение принци­пов, законов и начал, которое предполагает дальнейшую эволю­цию природы, не нуждающейся в добавочном Божественном вмешательстве?

Особая этико-онтологическая проблема, которую также справедливо будет назвать одним из важнейших аспектов проблемы Бога, ставится вопросом о наличии онтологических корней зла и об ответственности Творца за зло. Если в мире существует зло, а мир сотворен Богом, то провидел ли он это зло, и если да, то можно ли его считать благим, добрым? От­ветом на данные вопросы стали так называемые «теодицеи» («богооправдания»). Наиболее известны теодицеи Августина и Лейбница.

Проблема движения. Вопрос о том, существует ли движе­ние, поставленный элеатами, которые его отрицали, со време­нем дезактуализировался. Зато приобрели остроту вопросы о том, абсолютно ли движение и вечно ли оно. А вопрос об источнике движения знаменитый ученый-физиолог Э. Дюбуа-Реймон в 1880 г. отнес к числу «мировых загадок». Не ме­ньшую проблему рождает вопрос о характере движения: скач­кообразный, прерывистый или же плавный, эволюционный?





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...