Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чем различаются между собой естественно-научное и религиозно-философское направления русского космизма?



Русский космизм — это комплекс идей, основанием кото­рых является восприятие мира в его целостности, духовной и материальной коэволюции (совместной эволюции), гармонии человека и космоса, а также соответствующая система ценно­стей и целей. Учитывая всеобщность космизации мировоззрения (как элемента философствования от языческой Руси вплоть до современности), проблема единства космоса—обще­ства—человека так или иначе просматривается в рассуждениях большинства отечественных мыслителей.

Эволюция космистского мировоззрения исторически и гно­сеологически прошла несколько этапов; ее основными направ­лениями следует считать естественно-научное и религиоз­но-философское.

К естественно-научному крылу космизма обычно относят К. Э. Циолковского, Н. А. Умова, А. А. Чижевского, В. И. Вер­надского. Общим источником размышлений для них явилась идея о том, что «естественные предложения» природы недоста­точны для жизни человечества и следует создавать «новую» при­роду на основе разума, науки. Сам же процесс созидания ново­го качества носит глобальный эволюционный характер. В. И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как един­ство космического, геологического, биогенного и антропогенно­го процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях перед ним ставится вопрос о перестрой­ке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Новое состояние, к которому, не замечая того, приближается человечество, охарактеризовано Вернадским как «ноосфера». В ноосфере (сфере разума) природные и социаль­ные законы составляют неразрывное единство. Эволюционный процесс приобретает новое направление — ноокосмогенетическое, и, таким образом, космическая и планетарная реальность становится новым типом целостности.

Идеи макроэволюции (космической) в современном науч­ном знании взяла на вооружение синергетика, рассматриваю­щая становящуюся систему «человек — космос» с позиций не­линейности, спонтанной организации, бифуркации (гипотети­ческая «точка» развития, рождающая альтернативные пути дальнейшего изменения), коэволюции (взаимозависимая фор­ма совместного развития систем). Нелинейные представления о процессах развития предполагают иные, чем традиционные, взгляды на причинно-следственные связи, что ведет к проиг­рыванию более чем двух сценариев развития глобальных кос­мических событий, и все они в равной степени возможны. При этом на макрокосмической арене возрастает роль антропного фактора, человека и его духовно-нравственной природы, что переводит догадки русской космистской мысли из сферы гипотезы в один из необходимых факторов, учитываемых в со­временной научной космологии.

Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого, космическо­го и нравственного. Основанием такой формы космизма яви­лись две методологические идеи — эволюционная и теологиче­ская, взятые в их соединении. Один из вариантов религиозного космизма представлен В. С. Соловьевым в рамках философии всеединства: его суть — софийность мироздания, преображение космоса вследствие преображения человечества в Богочеловечество, этичность мироздания.

Преддверие экспансии в космос и его завоевание с помощью науки и техники породило уникальную в своем роде религиоз­но-утопическую философию «общего дела» Н. Ф. Федорова. Речь в ней идет о регуляции природы, выходе за пределы Земли и овладении космосом. «Солнечная система должна быть обраще­на в хозяйственную силу». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмер­тия). Воскрешение мыслится Федоровым как «общее дело» чело­вечества, ведущее к преодолению всякой вражды — между учены­ми и неучеными, богатыми и бедными, городом и деревней.

Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса. Атомы нравствен­ны. Эта своеобразная форма панморализма связана с христиан­ской этикой. Вечная жизнь возможна, и ее достижение интерп­ретируется Федоровым в терминах активной эсхатологии, суть которой заключается в отрицании фатального конца мира со­гласно христианской идее свободы. Если человечество соединяет­ся для всеобщего воскресения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и Страшного суда. Социаль­ный утопизм Федорова (дело всеобщего спасения) консервати­вен: он покоится на идеализации патриархально-родственных от­ношений, альтернативных «небратскому» состоянию цивилизации и порожденной ею индивидуализированной личности.

Идеи русского космизма восполняют потерю ценностей ду­ховного универсума в экономически, утилитарно и прагмати­чески ориентированном позитивистском мировоззрении и по­тому выступают как форма антисциентизма.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 406 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...