Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Почему для Н. А. Бердяева ценность личности абсолютна?



Проблемы философской антропологии, т. е. проблема на­значения, оправдания и творчества человека, по собственному признанию Бердяева, всегда находились в центре его интере­сов. Н. А. Бердяев продолжил «бунт» Ф. М. Достоевского и С. Кьеркегора против гегелевской концепции человека, про­тив «тиранического» господства всеобщего над индивидуаль­ным, против поглощения схемой человека. Бердяев обращается к личности, а не к абстрактному человеку как представителю рода. Он различает индивидуальность как натуралистиче­ски-биологическую категорию и личность как категорию духов­но-религиозную. Индивид есть часть природы и общества. Лич­ность же не может быть частью чего бы то ни было: она есть единое целое, она соотносительна Богу, обществу и природе. Концепция личности Бердяева несет в себе два основных при­знака. Во-первых, гуманистический смысл свободы, как очело­веченности бытия. Во-вторых, противостояние свободы и не­свободы как сущности антропологической антиномии, решает­ся Бердяевым в пользу ценности целостной творческой личности. Духовная основа личности не зависит от природы и общества и не определяется ими. Главная характеристика личности — это ее свобода. Противоречие человеческой приро­ды носит у Бердяева трагический характер.

В основе понимания трагичности бытия человека в мире и свободы лежит дуалистическое представление о двухслойной действительности. Бердяев различает «мир призрачный» (мир объективации, материального бытия) и мир подлинный (мир «без кавычек», идеальное бытие, мир любви и свободы)./Поня-тие объективации соответствует смыслу отчуждения как погло­щения неповторимо-индивидуального безлично-универсальным бытием. Объективация есть призрачное существование подлин­ного бытия, утерявшего свободу. Бердяев говорит об обреченно­сти духа и тела человека на плен «у мира». Антиномия темных «демонических» сил государства и света личной свободы (пути к спасению) составляет сущность современного положения че­ловека в мире. Преодоление плена есть освобождение духа, вы­ход «из рабства в свободу, из вражды мира в космическую лю­бовь». Способность к свободе имманентна человеку, ибо он — образ и подобие Творца. Эта свобода есть творчество. То­лько творчество может выступить мерой богоподобия человека.

«Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безоснователь­ность». Творческая сущность человека, объединяющая его с Богом, заставляющая двигаться к свободе, подкреплена ее соборным качеством. Соборность есть единство людей на основе любви к Богу и друг к другу. Соборность проявляется в коммюнитарности людей и не знает внешнего авторитета.

Внешнее общественное воздействие, считал Н. А. Бердяев, вынуждает человека приспосабливаться к социальной обыден­ности, требованиям государства, нации, нравам. Это ввергает человека в атмосферу полезной лжи, так как правда всегда ве­дет человека к конфликту с обществом. Однако самое значите­льное идет в человеке изнутри, а не от социальных влияний. Личность имеет большую ценность, чем общество и государст­во, потому что она индивидуализирована, автономна в своем «внутреннем». Личность асоциальна, потому что она принадле­жит — как свободная и творческая,— не обществу, а космосу. Судьба человека зависит от понимания им свободы и умения ею пользоваться, а призвание — не выбирать между добром и злом, а творить добро.

Н. А. Бердяев первым представил в Европе XX в. версию христианского экзистенциализма. Он был уверен в том, что христианство антропоцентрично, так как «только христианство учит, что Бог стал человеком. Пропасть между Богом и челове­ком была преодолена». Человек одновременно принадлежит царству Бога и царству Кесаря. На этом основаны права и свободы, пределы власти общества и государства над челове­ком. Воссоединение человека с Богом разрешает конфликты человека. Как существо творческое человек может реализовать свою экзистенциальную свободу — принять духовные ценности и жить ими. Он призван очеловечить природу, одухотворить ее, «вернуть камню его душу», поскольку только человек в си­лах создать новое небо и новую землю.

Антроподицея, свобода, творчество, духовное завоевание мира, преодоление дуализма социальной и духовной жиз­ни — те основные идеи, при помощи которых Бердяев обосно­вывает абсолютную ценность человеческой личности.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 542 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...