Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Существует ли особый стиль русской философской мысли?



Философская мысль основана не только на всеобщих рацио­нально-теоретических процедурах, но и на этнокультурных тра­дициях. Если существует британский эмпиризм, американский прагматизм, французский материализм, то правомерно обсуж­дать проблему русской философской традиции, имеющей и дру­гие названия — «русская философия», «способ русского фило­софствования», «русское философское мышление». Учитывая многообразие направлений, а также социально-исторические корреляты развития философии в России, можно говорить о сущности русской философии как специфической националь­ной традиции мысли, заданной картиной мира, моральными нормами и верованиями, имеющими фундаментальный характер для поддержания этнической идентичности.

«Русскость» философской мысли проявляется не в ее изо­ляции и автономности, а в способности через призму нацио­нальной ментальное™ пропустить образы античной, средневе­ковой, просветительской, материалистической традиции. Эта­пы развития русской философии по своей сути являются, во-первых, историей становления самобытного мировидения и, во-вторых, тесно связаны с европейской философией, приня­тием или критикой ее основ. Этими этапами выступают:

1. XI—XVII вв. Зарождение русской философии, обуслов­ленное связью с эллинизмом, античной диалектикой платониз­ма, византийским христианством и восточной патристикой. Основные проблемы здесь — соотношение веры и разума, здравого смысла и интуиции, философии и теологии, идеала аскетического и мирского. Это время возникновения доктрины старца Филофея «Москва — Третий Рим» и поиска культурной идентичности.

2.. XVIII в. Философская мысль дифференцируется на ант­ропологию, гносеологию, социальные взгляды, развиваются идеи просветительского гуманизма (Г. С. Сковорода, Н. И. Но­виков, А. Н. Радищев, М. В. Ломоносов, В. Н. Татищев и А. Д. Кантемир). Это эпоха становления русской метафизики с характерным для нее интересом к проблеме Бога, человече­ской души.

3. XIX в. Философская культура приобретает выраженный общественный акцент: большой резонанс получает спор запад ников и славянофилов об исторической судьбе России; развиваются материалистические взгляды (Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев); распространяется народническая идеология (М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский). Сущест­венный вклад в философию вносит В. С. Соловьев, труды ко­торого легли в основание русской религиозно-философской мысли.

4. XX столетие обогатило отечественную философскую тра­дицию творчеством Н. А. Бердяева, Л. Н. Толстого, С. Н. Бул­гакова, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, С. Л. Франка. На­ ряду с классикой русской религиозной философии утверждается и развивается марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин). Ок­тябрьская революция становится прологом к гегемонии диалектико-материалистической философии и ее превращению в госу­дарственно-идеологическую доктрину. Это период развития секулярной, научно ориентированной мысли. Постсоветский этап в развитии философской мысли находится в состоянии станов­ления и характеризуется активным поиском новых парадигм и расширением проблемного круга.

Отечественные мыслители выделяют ряд особенностей исто­рического развития русской философии, таких как связь с право­славной теологией и литературой, антропологическая ориента­ция, космизм мысли, постоянное внимание к проблемам смысла истории. Эти особенности концентрируются в следующих кон­цептуальных признаках русской философской классики. Онтоло­гизм проявляет себя в придании бытийного статуса гносеологиче­ским и этическим понятиям (онтология «Добра» В. С. Соловье­ва, «Непостижимого» С. Л. Франка) в противоположность западной философии; в утверждении реальности как динамиче­ского единства Бога, человека и космоса, в мессианской роли человека в деле спасения мира. Метафизичность тесно связана с онтологизмом и выражается в характерном рассуждении о свя­зи мира тварного с миром нетварным, о Боге, о человеческой душе. Отсутствие схоластики как этапа в развитии русской куль­туры предопределило интуитивизм и связанный с ним гносеологи­ческий реализм русской философии, заключающийся в признании высшей формой познания интуицию как опыт непосредственно­го, живого чувства реальности. Интуиция стоит выше рациональ­ного, интеллектуального познания (отсюда критика западного ра­ционализма); она синтетична по своей сути, ее предмет — целостность мира во всей его сложности и трагичности. Признак антропологизма указывает на то, что в центре философских рас­суждений неизменно оказывается человек, его творческие и нравственные силы. По этой причине русские философы уде­лили исключительное внимание соборным качествам человека, его духу и жизни. Историософичность раскрывается в поиске глу­бинных духовно-культурных и религиозных архетипов истории, ее софийности (Вл. С. Соловьев, С: Н. Булгаков, П. Флорен­ский); обсуждение истории направлено на выявление смысла ис­тории. Система ценностей русской философии на разных этапах ее развития в целом сохраняла антиутилитарный, антисциенти­стский, нравственно-гуманистический характер.

Перспективы развития русской философии и ее теоретиче­ское будущее видятся современным отечественным мыслителям как путь гармонизации духовного наследия с новейшими пара­дигмами философского мышления. Возврат к человеку (реант-ропологизация), реабилитация философии истории, тенденция к интегративности, к синтезу философии с различными отрас­лями духовной культуры общества, сохранение как аналитиче­ских, так и метафизических ориентиров — вот, пожалуй, самый значительный результат становления русской философии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...