Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модерн есть современность. Что означает постмодерн?



Постмодерн представляет собой сложный, неоднородный со­циокультурный и философский феномен, утвердившийся в за­падном обществе к 70—80 годы XX в. Являясь интердисципли­нарным термином (введенным в употребление Р. Паннвицем в 1917 г.), постмодерн понимается: как специфическая филосо­фия искусства, возникшая из «духа модернизма» — направления в искусстве и литературе кон. XIX в.; как форма самоидентифи­кации западноевропейской культуры; как образ жизни, система ценностного мироощущения и модель отношения к миру, сло­жившиеся в постиндустриальном обществе; как комплекс фило­софских и социальных идей, характеризующих «новейшее» время. Возникший в послевоенной Европе, постмодерн обозна­чил новую социокультурную ситуацию — радикальный разрыв с прошлым, ревизию всех культурных проектов, включая фило­софские. Противопоставление прошлому вошло с приставкой «пост» — постсовременность, постколлективизм, постэкономиче­ская, постцивилизационная эпоха.

Теоретики постмодерна: Ж.-Ф. Лиотар, М. Фуко (поздний), Ж. Деррида, Р. Барт (поздний), Ф. Гваттари, Ж. Делез, Р. Рорти, Ж. Бодрийяр. Многие постмодернисты — филологи по об­разованию и литераторы (У. Эко), что в немалой степени определило внимание к тексту, его художественному и эссеистскому характеру, равноправию его элементов, существующих в виде языковых игр.

Исторически постмодерн обозначил переход от Нового (тодегп) времени к современности (тоёегпИу) и выступил оп­понентом философских и культурных ценностей, сложившихся в рамках рационального менталитета XVIII в. Эпоха Модерна имеет европоцентристский характер и восходит к античным истокам (Лиотар считает первым модернистом Аристотеля). Основными параметрами модерного общества следует считать индустриализацию, урбанизацию, индивидуализм, секуляриза­цию, массовость, стандартизацию и специализацию. В теорети­ческой сфере важнейшими элементами проекта модерн явля­ются просветительский разум (рационализм), фундаментализм (поиск незыблемых оснований и стремление к определенно­сти), универсализм объяснительных схем и обобщающих тео­рий. Для века Разума характерны вера в прогресс и непрерыв­ное обновление, гуманизм, освобождение, революция, т. е. то, что постмодерн отвергает и считает опасным утопизмом.

Социально-исторически постмодерн — это «культурная ло­гика позднего капитализма». В этом отношении постмодерн выступает как «неуправляемое возрастание сложности» (Ж.-Ф. Лиотар), «эра усиливающегося беспорядка, имеющая глобальную природу» (Дж. Фридман). Информационная куль­тура явилась важнейшим фактором становления постмодерна, обусловившим переход от производства вещей (модерн) к про­изводству знаков, символов, информации.

Ценностные ориентации постмодерна совершенно иные, нежели модернистские. Если модерн считал основными ценно­сти свободы (liberty), равенства, братства, а также идеал «со­вершенного общества» и «совершенного человека», то в пост­модерне ими выступают свобода (freedom), разнообразие, толе­рантность и взгляд на общество, где «все авторы и актеры» (Луман). Ключевыми понятиями постмодерна являются плюра­лизм и деконструктивизм, предполагающие решительный отказ от идей целого, универсального и абсолютного, от «гранд-нарративов» («больших повествований» и научных описаний), рав­но как и от аналитических процедур поиска смысла. Тем са­мым создается «провокативный» образ науки, исчерпавшей себя в необходимости доказывать доказательство, освобождать от предрассудков, легитимировать знание в научных эксперти­зах, пользоваться спекулятивной диалектикой. Однако постмо­дерн не отказывается от возможности новых «нарративов», та­ких как перфоманс (performance) — текущая событийность, ситуативность; симулакр (творческий монтаж имитированной реальности); эффективность (а не истина); язык и коммуника­ция как источник легитимации знаний; актуальность задач, от­носящихся к «здесь и теперь».

Интеллектуализм постмодерна влечет за собой релятивное, иррациональное, нигилистское отношение к достижениям куль­туры. «Смысл не принадлежит ни высоте, ни глубине. Все про­исходит на поверхности» (Лиотар). «Ничто не слишком», «За­быть!», «Ничто не гарантировано», «Говорю — значит, сущест­вую», «На том стою, но могу как угодно».

Постмодерн много сделал для того, чтобы освободить мыш­ление от упрощающих схем, застывших стереотипов, отживших мифологем, ограниченности позитивистской картины мира, про­тивопоставив им творческое воображение, историко-философскую эрудицию, литературный талант, метафоричность. Вместе с тем сокрушительная критика традиционных ценностей, норм и регулятивов ведется для того, чтобы освободить место новому образу потребителя культуры, для которого информация — куль­товая ценность. Тем самым постмодерн проявил себя как мощ­ная форма отчуждения человека от целерационального проекти­рования и социального действия.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 326 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...