Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что такое философский структурализм?



Философский структурализм — течение в философской мысли, распространившееся преимущественно во Франции в 60-х годах XX в. Главные его представители — Клод Леви-Строс (р. 1908), Жак Лакан (1901 — 1981), Мишель Фуко (1926—1984), в определенный период творчества (до 1968) при­знававший свою близость к структурализму.

Философский структурализм возник в русле структурализ­ма — идейного движения в области гуманитарных и обществен­ных наук (лингвистики, литературоведения, психологии, этно­графии, социологии), развивавшегося с 20-х годов XX в. в Ев­ропе под влиянием позитивизма и фрейдизма. Структуралистов объединяет общая методологическая установка на принятие структурного анализа в качестве ведущего метода исследования. Приоритетным считается изучение не содержания, а формы, не элементов, а связей между элементами. Структуралисты полага­ют, что научное социально-гуманитарное познание должно опи­раться на методы естественных и точных наук, поскольку куль­турное образование рассматривается как аналогичный природ­ному объект. Особенность культурного объекта в том, что он обладает глубинной структурой, созданной коллективным бес­сознательным, и является основой той или иной знаково-символической системы.

Философы обосновывают. структуралистский подход, рас­пространяя его на понимание культуры в целом. Суть фило­софского структурализма заключается в идее о том, что основу культурных объектов образует структура, понимаемая как сово­купность объединяющих элементы связей и отношений, кото­рые безличны, непосредственно не наблюдаются и не осозна­ются, инвариантны, т. е. остаются неизменными, хотя их про­явления разнообразны и изменчивы. Культура устроена по принципам организации и функционирования естественного языка. Она сама является языком в широком смысле — слож­ной, знаково-символической системой. Ее структуры, остава­ясь по большей части скрытыми от человека, тем не менее на­правляют его деятельность, подобно тому как формы языка организуют повседневное речевое общение. Господин Журден из пьесы Мольера говорит прозой, не подозревая об этом. Структуралисты называют ложным классический образ челове­ка — сознательного творца культуры, субъекта, рационально определяющего строй жизни. Заостряя свою позицию, структу­ралисты утверждают: говорит не человек, а язык, действует не личность, а безличная структура. В этом смысле истолковыва­ются получившие скандальную известность высказывания М. Фуко о «смерти субъекта», «смерти человека». Такого рода воззрения структуралистов характеризуются как «теоретический антигуманизм». Философский структурализм является в значи­тельной степени реакцией на субъективизм и индивидуализм экзистенциалистов, идеи которых, особенно Ж. П. Сартра, приобрели во Франции 50—60-х годов XX в. формы политиче­ского радикализма и были весьма популярны. По мнению структуралистов, экзистенциализм есть крайнее проявление укоренившейся в классической философии иллюзии того, что человеческий мир строится на самосознании субъекта. Начало заблуждению положил Декарт, выдвинув тезис: «Мыслю, сле­довательно, существую» («Cogito ergo sum»).

Французский этнограф и культуролог К. Леви-Строс стал основателем философского структурализма, создателем кон­цепции структурной антропологии. Его основной труд так и называется «Структурная антропология» (1958). Он дает фи­лософское истолкование метода структурного анализа, разрабо­танного филологами, и применяет его к исследованию перво­бытных обществ. Ученый рассматривает системы родства, брачные правила, обычаи, ритуалы, мифы и т.д. как языки, способы общения, информационные коды. В их осно­ве — структура, наиболее общим принципом которой является бинарное отношение: холодное — горячее, священное — профанное, живое — мертвое; свое — чужое, сырое — вареное и т. д. По Леви-Стросу, бинарность есть принцип организации культуры как таковой, поскольку само человеческое бытие из­начально противоречиво. Философ полагает, что первобытные общества, в отличие от современных, сохранили способ гармо­ничного сочетания противоречий, который он называет сверх­рационализмом. Это свойственное мифу соединение рациона­льного и чувственного начал, при котором происходит опосре­дование противоположностей. Так, связующее звено между живым и мертвым предстает в образе ворона — живого сущест­ва, питающегося падалью. Бессознательные структуры разума, данные от природы, бинарны. Современному человеку надо понять поверхностность и ограниченность его рационализма, понять свою природу и восстановить утраченную гармонию противоположностей.

Французский психоаналитик и философ Ж. Лакан утверждает, что бессознательное подлежит научному изучению, а его болез­ненные проявления — психотерапии, потому что «бессознательное структурировано как язык» и непосредственно связано с языко­вым выражением. Собственно, в пределах языка, образующего сферу символического, в основном протекает жизнь человека. Вне ее — «реальное», к которому у человека нет непосредствен­ного выхода, и «воображаемое» — область неустойчивых субъек­тивных образований.

Претензии структуралистов на построение строго научной методологии социально-гуманитарного знания во многом не оправдались, так как ее применение давало слишком абстракт­ные результаты, к тому же плохо поддающиеся проверке. Редукционистская, по сути, попытка понять культуру, сведя ее к ограниченному набору связей и отношений, не удалась. В 70-е годы на смену структурализму приходят постструктура­лизм и постмодернизм.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 266 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...