Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как понимают понимание представители герменевтической философии?



Понимание — это центральное понятие герменевтики. Не­смотря на существование различных трактовок понимания, все они, так или иначе, рассматривают понимание как выявление смысла текста. При этом под текстом подразумеваются не только литературные, религиозные, исторические или юридические источники. Исторические события, произведения ис­кусства, действия человека, политические события могут рас­сматриваться в знаково-символической форме, т. е. как текст, в предельно широком смысле этого слова.

Процесс понимания чаще всего описывается как движение по герменевтическому кругу. С одной стороны, принцип герменевти­ческого круга предписывает рассматривать текст как часть по от­ношению к языку эпохи, литературному жанру, творчеству автора и как целое по отношению к фрагментам текста. С другой сторо­ны, текст является частью духовной жизни автора, а сама духов­ная жизнь является частью исторической эпохи, культуры. Движе­ние по герменевтическому кругу от целого к части и наоборот представляется как процесс понимания смысла текста.

Ряд герменевтических концепций (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей) считает понимание интуитивным постижением смысла текста, вчувствованием и сопереживанием. Согласно Ф. Шлейермахеру, процесс понимания протекает как интуитивное вжи­вание интерпретатора в образ автора. Эта процедура требует воображения и эмоционального напряжения, сила которых за­висит от личности интерпретатора и его способностей. По­этому понять гениального автора может только конгениальный интерпретатор. Трактовка понимания как интуитивного вчувствования сводит его к процедуре мысленного преодоления ис­торической дистанции, разделяющей автора и интерпретатора, к перемещению интерпретатора в другую эпоху. При таком подходе подразумевается, что интерпретатор может отвлечься от своей принадлежности к определенной культуре, времени и другим историческим условиям своего существования. Эта позиция подвергается критике в герменевтике Г. Гадамера.

Г. Гадамер справедливо полагает, что ни один процесс пони­мания не начинается с «чистого листа». В ходе освоения языка, получения образования, накопления жизненного опыта каждый индивид невольно приобщается к определенным культурно-исто­рическим традициям. Усвоенные традиции становятся той осно­вой, на которой строится понимание. Процесс понимания начи­нается с предпонимания. Предпониманием Г. Гадамер, так же как и М. Хайдеггер, называет предварительный набросок смысла, или прообраз смысла текста, смысловое ожидание, вырастающее на почве усвоенных традиций. После прочтения текста прообраз смысла сопоставляется с тем смыслом, который образовался в результате прочтения, происходит корректировка предварительного проекта смысла. Таким образом, понимание представляется как переход от предпонимания к новому пониманию. Новое по­нимание в дальнейшем может выступать как предпонимание для последующего понимания. Движение от предпонимания к пони­манию является герменевтическим кругом в концепции Г. Гадамера. Говоря о существовании предпонимания, Г. Гадамер факти­чески утверждает, что невозможно полностью преодолеть истори­ческую дистанцию и мысленно перенестись в другую эпоху. Вживание интерпретатора в образы чужой культуры всегда будет основано на предпонимании, связывающем интерпретатора с его эпохой и культурными традициями.

Целью понимания в разных философских школах выступа­ют: понимание индивидуальности автора (Ф. Шлейермахер), понимание духовной жизни, «объективации духа» (В. Дильтей), понимание смысла бытия (М. Хайдеггер); понимание социаль­ного действия (П. Рикер). Согласно Гадамеру, понимание пре­следует цель прояснить смысл проблемы, на которую обращен данный текст.

Учитывая интуитивный характер понимания, в ряде концеп­ций различаются понятия понимания и интерпретации. Так, на­пример, Э. Бэтти считал, что интерпретация — это процесс, а понимание — цель. П. Рикер называет пониманием искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другим сознанием через их внешнее выражение (речь, жесты, позы). Понимание — это проникновение в чужое сознание с помощью внешнего обозначения. В отличие от него, интерпретация — это понимание, направленное на зафиксиро­ванные в письменной форме знаки.

Понимание представляется либо как «вынесение» смысла из текста, либо как «привнесение» его в текст. Ряд философов (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Э. Бэтти) склонялись к тому, что смысл уже заложен в тексте, и задача понимания состоит в вы­явлении этого смысла. Другие (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Р. Бультман), учитывая исторический характер сознания и выделяя структуру предпонимания, полагали, что понимание — это ре­конструкция смысла текста. С этой точки зрения интерпретатор всегда приписывает свой смысл тексту.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...