Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чем отличается трактовка жизни в академической философии жизни?



«Философия жизни» превратилась в академическую дис­циплину благодаря работам немецкого философа В. Дильтея (1833—1911), который был профессором Базельского универси­тета и попытался обосновать идею жизни как парадигму ново­го мировоззрения Запада и исследовательскую программу гу­манитарного знания.

В отличие от присущих Ф. Ницше биологизаторских тен­денций в трактовке жизни как лишенного цели, бытия, непо­двластного оценке поддержания определенного жизненного вида, В. Дильтей рассматривает жизнь как поток культурно-ис­торически обусловленных переживаний человека.

Жизнь для Дильтея не просто биологический факт сущест­вования человека наряду с другими живыми существами, но — человеческая жизнь, проживаемая нами в ее разнообра­зии. Каждое состояние жизни — это событие или свершение, коррелятом которого является, с одной стороны, самотождест­венность личности, с другой — объективный мир. В структуре состояния жизни В. Дильтей выделяет три момента: репрезен­тативный момент внешнего или внутреннего мира, момент аф­фективного стимула и волевой момент. Первый момент приводат к возникновению у индивида и в обществе объективного образа мира, второй — к проверке жизненных ценностей, свя­занных с этой картиной мира, третий — высвечивает принци­пы действия, посредством которых управляют жизнью.

Жизнь, по Дильтею, в силу своей сложности и противоре­чивости представляет загадку для человеческого разума. Чело­веку присущи три способа разрешения этой загадки, соответст­вующие трем формам мировоззрения: религиозному, художест­венному и философскому. Тремя типами философского мировоззрения, выработанными в результате многовекового жизненного опыта, являются натурализм (древний и современ­ный материализм, позитивизм), объективный идеализм (стои­цизм, Спиноза, Лейбниц, Гегель) и идеализм свободы (Платон, Кант, Фихте). Все они — порождения самой жизни, ее трех тенденций. Философию во всем разнообразии ее объективного содержания необходимо понять, исходя из самой структуры жизни. Это понимание В. Дильтей называет интерпретацией или герменевтикой. Жизнь не только внутренне противоречива, но и многогранна. И именно эта многогранность жизни явля­ется высшим основанием философской герменевтики — истол­кования отдельных явлений как моментов целостной духов­но-душевной жизни реконструируемой эпохи. Поэтому фило­софия как систематическая интерпретация жизненного опыта должна основываться на широчайшем знании жизненных про­явлений — психологии, истории, филологии, литературной критике, сравнительной религии и праве.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 188 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...