Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как развивают философию И. Канта представители Марбургской и Баденской школ неокантианства?



И. Кант, поставив общий вопрос: «Что я могу знать?», определил один из магистральных путей развития европейской философии XIX—XX вв. Исследование структуры и возможно­стей научного познания, проведенное И. Кантом, оказалось актуальным в связи с развитием как естествознания, так и гу­манитарных дисциплин. В 60—70-е годы XIX в. формируется новое направление в философии — неокантианство, представ­ленное двумя школами: Марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденской (В. Виндельбанд (1848—1915), Г. Риккерт (1863—1936). Представители обеих школ опирались на главную идею И. Канта об априорных формах познания, выполняющих функцию структурирования опыта.

Философы Марбургской школы обратили внимание на рас­тущую роль математики в естественных науках и, прежде все­го, в физике. Принципы отбора и описания фактов все больше зависели от математических моделей и методов исследования. На этом основании марбуржцы выступили против позитивист­ской позиции, согласно которой физическая теория представ­ляет собой индуктивное обобщение фактов. С точки зрения неокантианцев Марбургской школы, сами факты могут быть обнаружены и описаны лишь в свете определенных научных гипотез и теорий. Иными словами, теория играет определяю­щую роль по отношению к фактам. С этой точки зрения фи­зика не является описанием наблюдаемой действительности. Она становится логико-математическим конструированием мо­дели мира. В этом отношении философы Марбургской школы следовали курсом, проложенным коперниканским переворотом И. Канта: познание — это не отображение реальности, а ее творческое конструирование на основе априорных форм. В своих социальных взглядах марбуржцы исходили из этиче­ской философии И. Канта. Не отвергая полностью марксист­скую идею социализма, философы Марбургской школы рас­сматривали социализм как этический идеал. В качестве тако­вого социализм является не результатом классовой борьбы, а недостижимой целью духовно-нравственного совершенствова­ния человека и общества. В связи с этим задачи социальной философии марбуржцы видели в том, чтобы дополнить марк­сизм этикой И. Канта.

Основные интересы Баденской школы неокантианства лежа­ли в области методологии гуманитарных наук, называемых ими «науки о культуре», и прежде всего истории. В противовес В. Дильтею В. Виндельбанд и Г. Риккерт полагали, что главным отличительным признаком гуманитарных наук является не предмет, а метод исследования. Характеризуя метод «наук о культуре», Г. Риккерт опирается на утверждение о том, что у человека есть два рода познавательного интереса: интерес к общему и закономерному и интерес к индивидуальному и не­повторимому. Двум типам познавательного интереса соответст­вуют два метода познания. Интерес к общему выражается в ме­тоде генерализирующем (обобщающем, номотетическом). Этим методом изучаются общие признаки и закономерности. Интерес к индивидуальному воплощается в методе индивидуализирующем (идеографическом), направленном на познание индивидуально­го, единственного и неповторимого в своем роде. Генерализиру­ющим методом в основном пользуются науки о природе, а ин­дивидуализирующим — науки о культуре. Обобщая, выявляя об­щие признаки предмета, мы рассматриваем его как один из многих предметов данного класса. Применяя метод индивидуа­лизации, мы улавливаем индивидуальную значимость, ценность события" факта, личности и т. д. Познание индивидуального, с точки зрения неокантианцев, протекает как соотнесение ин­дивидуального предмета с ценностями, имеющими всеобщее значение. Под ценностями баденцы понимают не оценки конк­ретных людей, а императивы культуры, нормы, имеющие всеоб­щее значение. На основании этих универсальных ценностей вы­носятся суждения об исследуемых предметах. Утверждая, что ценности не имеют эмпирического происхождения, баденцы вместе с тем не дают полного объяснения, каким образом воз­никает и существует мир ценностей. Ценности, понимаемые как императивы культуры, определяют отношение исследователя к фактам, и в этом смысле ценности играют роль априорных форм познания. Таким образом, так же как и философы Мар-бургской школы, баденцы придерживались идеи И. Канта о творческом, конструктивном характере познания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 305 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...