Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Создал ли марксизм новую философскую антропологию ?



До сер. XX в, большинство исследователей марксизма счи­тало, что марксизм задал новую парадигму социальных иссле­дований, весьма эвристичную для наук, изучающих общество, но ничего не дающую для философского познания человека. Публикация в 30-х годах XX в. ранее неизвестных сочинений К. Маркса, таких как «Немецкая идеология», «Экономическо-философские рукописи 1844 г.» и др., сыграла важную роль в актуализации тех граней в философском наследии К. Маркса, которые раньше оставались в тени,— гуманизм и критика отчуждения.

В марксистской философской традиции отчуждение пони­мается как объективное превращение человеческой деятельно­сти и ее результатов в самостоятельную силу, враждебную че­ловеку и подчиняющую его. Маркс связывал отчуждение с раз­делением труда и частной собственностью. В буржуазном обществе отчуждение становится тотальным: это отчуждение человека от своей собственной «родовой» сущности, от приро­ды, от общества, от самого себя, отчуждение человека от чело­века. Обратный отчуждению процесс Маркс называет процес­сом присвоения человеком своей подлинной сущности.

Марксизм признает человека высшей социальной ценно­стью — «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Но эта идея; общая для многих философских направлений, в том числе для индивидуализма, неразделимо связана в марксизме с концепцией социальной сущности чело­века, его деятельной природы. Человек, по Марксу, удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в созна­нии, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в со­зданном им мире2. Поэтому отношение человека к самому себе становится для него предметным, действительным только через его отношение к другому.

Существенная черта марксистской концепции челове­ка — историзм. Лишь в ходе исторического развития появляет­ся различие между жизнью каждого отдельного индивида, по­скольку она является личной, и его жизнью, поскольку она подчинена той или другой отрасли труда и связанным с ней условиям1.

Смысл истории состоит, по Марксу, в практическом осуще­ствлении потенциальной человечности, скрытой в каждом ин­дивиде, и растрачиваемой впустую при неблагоприятных исто­рических условиях. Но понятие потенциального человеческого существа у Маркса нормативное, а не дескриптивное. Дескрип­тивное описание человека Маркс дает в своей работе «Тезисы о Фейербахе»: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей совокупности она есть ансамбль общественных отношений»2. А поскольку модель трудовых от­ношений выступает как базовая антропологическая модель у Маркса, он выделяет следующие свойства потенциальной че­ловечности: свобода, творчество по законам красоты, совмест­ный труд, общительность, но не воля к господству, агрессив­ность, защита статуса, власти, эгоцентризм, которые тоже вы­ступают как инварианты человеческого поведения.

Но по какому критерию можно определить истинно чело­веческие черты? Маркс эту проблему не обсуждает и либо по­стулирует положительные человеческие качества, либо превра­щает человеческую сущность в дескриптивное понятие как ан­самбля общественных отношений. И тогда это чисто научная, а не философская проблема. Фактически же в его сочинениях неявно подразумеваются два критерия. Один из них проявля­ется при сопоставлении человека с природой, поскольку чело­век — часть природы. Второй отражает специфику человече­ской истории, проявляющуюся в убыстряющемся развитии, в освобождении огромных масс людей от внешнего принужде­ния. Каковы условия возможности этого развития? Агрессив­ность и групповой эгоизм затрудняют этот процесс. Символи­ческая коммуникация, культурное воспитание чувств, рациона­льное мышление, творческое производство, солидарность способствуют ему. Эти принципы человечности, хотя и не мо­гут быть оправданы чисто теоретически, предполагаются самим ходом человеческой истории. Невозможность институализацш форм отчуждения имел в виду Маркс, когда характеризовал нашу эпоху как эпоху перехода от отчужденного к освобож­денному человечеству.

Иррациональность индивида, полагал Маркс, вызвана к жизни иррациональностью общества, в котором он живет. А последняя является следствием бесплановости и противоре­чий экономической и социальной действительности. Цель Маркса — свободный и независимый человек, но чтобы до­стичь этой цели, необходимо осознать и изменить те структу­ры, которые детерминируют его поведение. Социализм или вар­варство — так формулировал Маркс альтернативу, стоящую пе­ред человечеством в конце XIX в.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...