Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что представляет собой «первый» позитивизм?



Позитивизм — это направление в философии XIX -1-й пол. XX в. Историки философии, прослеживая эволюцию его доктрин, различают три волны позитивизма. Впервые пози­тивизм возник во Франции в 30-е годы XIX в. Своими идейны­ми корнями восходит к Д'Аламберу, Кондильяку, Тюрго и Кондорсе, его теоретические предпосылки были сформулированы Сен-Симоном, а непосредственная разработка и пропаганда по­зитивистских концепций была осуществлена О. Контом, кото­рого принято считать основоположником позитивизма. Огюст Конт (1798—1857) начинал как секретарь у Сен-Симона, у кото­рого он и почерпнул основной замысел «позитивной филосо­фии» и «социальной физиологии» (социологии). Философия Конта была в немалой степени реакцией на спиритуализм Мэн де Бирана и эклектизм В. Кузена, а также на всю ту атмосферу неприязни к разуму, науке, другим символам Просвещения, ко­торая установилась во Франции в начале XIX в. Поэтому от­правным пунктом философии Конта является отвержение «ме­тафизики» (спекулятивной философии) со всеми ее проблемами и понятиями и отождествление познания с научно-исследовате­льской деятельностью.

Феноменалистская позиция в гносеологии, занятая Контом, означала ориентацию познания на описание явлений, установле­ние связей между ними, а не на проникновение в их сущность. Наука, считал он, отвечает на вопрос «как», а не «почему». Важным местом в доктрине Конта было подчеркивание мето­дологического единства знания, из чего вытекала необходи­мость распространения методов физики и астрономии на сфе­ру общественной жизни и морали и очищение их от спекуля­ций. Единственным источником знания, по Конту, является опыт. Вопрос об отношениях философии и науки имел для Конта принципиальное значение. В широком смысле слова «позитивная философия» совпадала у него с совокупностью «позитивных» наук, которые выступали по отоношению к ней ее отраслями. В силу этого все науки у Конта выстраиваются в определенную иерархию: изучение простых наук является не­обходимым для понимания наук высших и более сложных (всего же их выделялось семь: математика, астрономия, физи­ка, химия, биология, социология, этика). Классификация наук также предполагала еще разделение их на абстрактные и конк­ретные, где последние призваны применять к частным облас­тям общие законы, изучаемые первыми (например, биоло­гия — медицина).

Центральное место в учении Конта занимает закон «трех стадий», подкрепляющий его основные положения. По этому закону, умственное созревание человечества проходит в три этапа. На первой, теологической стадии человек объясняет все явления антропоморфно, населяя мир богами, духами и т. д. На следующей, метафизической стадии объяснение окружаю­щего мира достигается за счет вымышленных абстрактных сущностей, якобы скрывающихся за явлениями. Последняя стадия — позитивная, характеризующаяся отказом от поисков сущностей, попыток проникнуть в природу вещей и переходу к научному познанию на основе опыта, к наблюдению и опи­санию явлений.

Социология Конта (создание термина — его заслуга) есть также теоретическая наука, включающая в себя и политэконо­мию, и часть психологии. Она подразделяется на социальную статику (изучение постоянных условий существования обще­ства) и социальную динамику (изучение законов прогрессивно­го развития). «Позитивная философия» Конта нашла во Фран­ции многих сторонников (П. Лафитт, Э. Литтре, Г. Н. Выру­бов, Ж. Э. Ренан, И. Тэн и др.). Влияние позитивизма вышло за пределы Франции и затронуло Италию (Р. Ардиго и др.), Россию (В. Лесевич, Н. К. Михайловский, М. М. Троицкий и др.), Германию (Э. Лаас, Е. Дюринг). В Англии, где почва для позитивизма была подготовлена утилитаризмом, уже в 40-е годы с идеями, созвучными Конту, выступил Дж. Ст. Милль, а позднее Г. Спенсер.

Герберт Спенсер (1820—1903) был одним из главных представителей эволюционизма в XIX в. Он считал эволю­цию всеобщим процессом в области мира явлений, описал всеобщие законы эволюции. Эволюцию же понимал как процесс медленных постепенных изменений, главное содер­жание которых — переход от неопределенной бессвязной од­нородности к определенной связной разнородности. Эволю­ция, по Спенсеру, обусловлена законами сохранения материи и энергии, а в конечном счете универсальным законом по­стоянства количества силы. Этот закон имеет внеопытное происхождение и коренится в природе нашего мышления. Непознаваемость данного закона подводит нас к пониманию того важного обстоятельства, что в мире существует Непо­знанное, что сокровенная сущность мира не открывается нам в сфере опыта. Опытным путем, рациональным познанием (научным и философским) мы узнаем лишь проявления Непознанного. Рациональное познание и не должно претендовать на постижение его, это дело религии. Между религией и наукой нет противоречий, ибо дело религии как раз и есть познавать недоступную для науки сущность, тайну мира. Наука и религия, таким образом, рассматривают одно I и то же, но с разных сторон.

Специальный раздел главной книги Спенсера «Основные начала» (1862) посвящен соотношению философии и науки, осмысление которого Спенсер осуществляет с позиций контовского позитивизма. Философия сближается им с наукой. Из философии должны быть изгнаны метафизические вопросы (о сущности, природе вещей, предельных основаниях бытия), так как философия тоже ограничена опытом. Исследуя теми же методами ту же область, что и наука, философия отличает­ся от нее степенью общности как знание «вполне объединен­ное» от знания «объединенного отчасти». Истины философии есть объединение частных истин науки.

Глобальный эволюционизм, всеобщие законы эволюции, разработанные Спенсером в «Основных началах», распростра­няются им и на область биологии, психологии, социологии, этики. Однако, по сути, это привело его к биологизации по­следних трех дисциплин. Важнейший принцип его социоло­гии — уподобление общества организму (органицизм). Инди­виды — это как бы клетки или физиологические единицы. В обществе существуют три системы «органов»: поддерживаю­щая система, обеспечивающая производство необходимых продуктов; распределительная система, обеспечивающая связь частей социального организма на основе разделения труда; регулятивная система (государство), обеспечивающая подчи­нение частей целому. Подобно организму, общество растет, а не строится. Поэтому Спенсер выступал принципиальным противником всяких реформ.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 187 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...