Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит суть материалистического понимания истории — важнейшего открытия марксизма?



История рассматривается Марксом как процесс взаимодей­ствия человека и природы. Субстанцией исторических измене­ний выступает способ производства материальных благ, а в ка­честве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие — общественный прогресс. По сути, общественный прогресс — это движение к свободе, которое предполагает на­растание духовного и материального богатства жизни, ее мно­гообразия и в то же время целостности, гармоничности, увели­чение возможностей выбора различных способов жизни. Осно­ва этого прогресса, по Марксу,— развитие материального производства: осваивая силы природы, человек освобождает время и средства для духовного развития, для более творческо­го характера труда. Развитие потребностей человека идет в со­ответствии с производительными силами общества, в том чис­ле и развитие их духовных запросов. Таким образом, матери­альный фактор оказывается в конечном счете определяющим фактором развития социальной системы.

Важной чертой философии истории Маркса является при­знание закономерного характера развития истории. Исходя из обнаруженного Гегелем факта несовпадения сознательно по­ставленных целей деятельности людей и социальных последст­вий этих действий, Маркс приходит к теоретическому выводу о наличии объективных законов общественного развития, не заложенных в программах субъектов исторического творчества. Это была идея специфически социальной закономерности, су­ществующей в деятельности людей. Ее утверждение предпола­гало преодоление двух коренных недостатков старого материа­лизма — антиисторизма и натуралистического понимания че­ловека и общества.

Специфика общественных законов проявляется, по Марксу, в следующем. Во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на бо­льших количествах людей и в больших временных интервалах. Во-вторых, общественные законы складываются на основе со­знательной деятельности людей (сознательная деятельность лю­дей вкючена в механизм действия этих законов). Условия удов­летворения потребностей определяют мотивы деятельности лю­дей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходи­мость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как зако­ны-тенденции.

Марксова идея о смене общественно-экономических фор­маций как естественно-историческом процессе возникает на основе пересечения двух интеллектуальных традиций XIX в.— гегельянской идеи закономерного характера исторического процесса и позитивизма О. Конта, обосновавшего необходи­мость построения такой науки об обществе, которая исследо­вала бы регулярности общества по образцу естественно-науч­ного знания — изучая эмпирические факты и их соотношения.

Материалистическое понимание истории устанавливает детерминационную зависимость между различными типами человече­ской деятельности и различными типами общественных отно­шений. К основным идеям исторического материализма отно­сятся: утверждение примата общественного бытия над общественным сознанием, закона об определяющей роли матери­ального производства в развитии общества, зависимости всех си­стем общества (политической, правовой, идеологической — над­стройки) от конкретно-исторической совокупности производст­венных отношений (базиса), в единстве с которым они образуют органическую целостность (общественно-экономиче­скую формацию). Вследствие действия закона соответствия производственных отношений (связанных с собственностью на средства производства, с присвоением и распределением про­изведенного продукта) уровню и характеру развития производи­тельных сил (в состав которых прежде всего входят средства производства и сами производители с их профессиональными навыками и умением) происходит смена одного способа про­изводства другим. Критерием социальной материальности, по Марксу, является наличие независимой от сознания системы потребностей, в которой определяющую роль играют практи­ческие потребности.

В то же время принцип практики, положенный Марксом в основу своего учения, требовал учета действия субъективного фактора в истории — реальной расстановки и революционной активности больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства. По­этому важное место в марксизме отводится учению о классах и классовой борьбе.

В учении К. Маркса о классах принципиально новыми были положения об исторически преходящем существовании классов и о том, что путь к уничтожению классов лежит через установление диктатуры пролетариата, которая сама является лишь переходом к бесклассовому обществу. Важным для со­циально-философской теории Маркса является учение о пре­вращении пролетариата из пассивного объекта эксплуатации, разрозненного и не понимающего причин своего бедственного положения (класс-в-себе), в социальную силу, объединенную общей идеологией, организованную в политическую партию, активно выступающую за завоевание государственной власти (класс-для-себя).

По определению В. И. Ленина, «классами называются боль­шие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их от­ношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получе­ния и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают"1. В соответствии с местом, занимаемым в общественной системе хозяйства, одни группы людей могут присваивать труд других групп людей, которые в свою очередь пытаются этому сопротивляться, становясь участниками клас­совой борьбы.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 620 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...