Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?



Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ, основа­тель школы немецкого классического идеализма. Родился и жил Кенигсберге, Восточная Пруссия, учился и преподавал в Кенигсбергском университете. Главные произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1798).

Кант создал философскую систему, именуемую критическая философия или трансцендентальный идеализм. Центральная за­дача Канта — нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности. Кант полагает, что главный вопрос философии антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса: 1. Что я могу знать? (гносеологический). 2. Что я должен делать? (моральный). 3. На что я смею надеяться? (религиозный). Основательной критике подвергается Кантом вся предшествующая метафизи­ка, опиравшаяся на то, что со времен Платона и Аристотеля считалось умозрительным постижением вечных и неизменных благих первосущностей. Кант считает, что их объективное су­ществование теоретически недоказуемо, а важнейшие идеи прежней метафизики — Бога, бессмертия души, свободы — от­носятся не к области сущего, но должного. Им придается ста­тус регулятивных идей, высших целей, сообразуясь с которыми человек сознательно направляет себя по пути совершенствова­ния. Кант решительно развел ценности и бытие, до него миро­понимание покоилось на вере в то, что существование высших ценностей абсолютно.

В творчестве Канта было два основных этапа — докритический (до нач. 70-х гг.) и критический (с нач. 70-х гг. до конца жизни). В докритический период философия Канта развивает­ся под сильным влиянием идей Лейбница. Кант еще не сомне­вается, что порядок и связь идей соответствуют порядку и свя­зи вещей. Он разрабатывает философию как умозрительное знание в областях онтологии, гносеологии, этики, эстетики, философии природы. Плодотворно применяет идею развития в естествознании. Выдвигает гипотезу (позднее она вошла в те­орию Канта — Лапласа) о возникновении Солнечной системы, а возможно, и Вселенной естественным путем из облака разре­женных частиц, из их вращающихся масс. Намечает идеи гене­алогической классификации животных, естественной истории человеческих рас.

В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, по-новому представляя образ человека как величественного и противоре­чивого творца собственного мира. В результате размышлений над основоположениями метафизики и доводами скептицизма Юма Кант, по его собственным словам, «пробуждается от дог­матического сна» и совершает «коперниканский переворот» от метафизических абсолютных первоначал к человеческому субъ­екту. Подобно Копернику, представившему в движении не звезды, а позицию наблюдателя, Кант утверждает, что не субъ­ект вращается вокруг объекта, а, наоборот, объект — вокруг субъекта. Наше сознание придает предмету ту форму всеобще­го и необходимого знания, в какой он только и может позна­ваться. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещь в себе» или «вещь сама по себе». Сознанию доступны только явления вещи (феномены), представ­ленные в заданных субъектом всеобщих и необходимых фор­мах. Кант отличает феномены от ноуменов — умопостигаемых (интеллигибельных) предметов, не данных в опыте, но таких, какие мы можем помыслить. Фундаментальной для гносеоло­гии Канта является идея о том, что всеобщее и необходимое знание, которым так дорожит философ, не может вытекать из опыта, быть а ройепоп (последующим по отношению к опы­ту), ведь опыт всегда не полон, не завершен. Напротив, оно должно быть доопытным, а priori (предшествующим опыту). Кант называет свою философию трансцендентальной (от лат. transcendere — переступать, переходить), поскольку исследует переход данных опыта в образуемую нашим сознанием систе­му, в результате чего существует всеобщее и необходимое зна­ние. Кант использует и термин трансцендентное для обозначе­ния того, что находится за пределами сознания и непознавае­мо, трансцендентальное же внутренне присуще сознанию и познаваемо. Человек как субъект, способный конструировать в сознании свой объект, называется трансцендентальным субъ­ектом. Его характеризует субъективное и объективное единство самосознания. Субъективное — трансцендентальное единство самосознания — сознание «я мыслю», сопровождающее много­образие представлений об объекте, т. е. сознание целостности своего Я. Так Кант, по-своему интерпретируя Декарта, отвечает на сомнение Юма в существовании оснований понятия един­ства души, личности. Объективное — трансцендентальное един­ство апперцепции (узнавания, сопоставления), «благодаря кото­рому все данное в созерцании многообразие объединяется в понятие об объекте»1. Кант изучает, как возможно всеобщее и необходимое знание в сфере действия трех основных позна­вательных способностей — чувственности, рассудка и разума, т. е. в соответствующих видах научного, теоретического (чисто­го) знания (в математике, естествознании и метафизике). Чис­тая математика возможна, поскольку основана на априорных (всеобщих и необходимых) формах чувственности — простран­стве и времени. Внешняя форма чувственного созерца­ния — пространство, на нем основана геометрия. Внутренняя форма — время, на нем базируется арифметика. Рассу­док — способность к понятиям и суждениям — основа теорети­ческого естествознания. Априорные понятия рассудка — кате­гории (неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт). Они образуют систему из четырех групп: качество — реальность, отрицание, ограничение; количество — единство (единица меры), множество (величина), цельность, совокуп­ность (целое); отношение — субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие; модальность — возможность и не­возможность, действительность и недействительность, необхо­димость и случайность. Внутри групп намечаются тезис, анти­тезис, но нет перехода между группами. Знание возникает на соединении форм чувственности и рассудка: «ощущения без понятий «слепы», понятия без ощущений «пусты». Научное ес­тествознание возможно, так как в основе всех суждений есте­ственных наук лежат всеобщие и необходимые априорные за­коны: 1. Закон сохранения субстанции. 2. Закон причинности. 3. Закон взаимодействия субстанций. Разум — способность к умозаключениям, доходящим до идей (идея — понятие разума о безусловном единстве всех обусловленных явлений) в мета­физике. Но возможна ли метафизика как наука? Кант рассмат­ривает три идеи, центральные для традиционной метафизики: души — безусловной целокупности всех обусловленных психи­ческих явлений; мира — безусловной целокупности причинно обусловленных явлений; Бога — безусловной причины всех обусловленных явлений. Критика чистого разума показывает, что эти идеи внутренне противоречивы, их нельзя ни рациональ­но доказать, ни опровергнуть, пытаясь их обосновать, разум впадает в противоречия (антиномии). Дело в том, что понятие абсолютного, бесконечного приложимо только к миру ноуме­нов, а применяется к миру феноменов, где есть лишь преходя­щее, конечное, обусловленное. Бог, мир, душа — в качестве бе­зусловного целого мыслимы, умопостигаемы (интеллигибель­ны) — ноуменальны и рационально не верифицируемы. Метафизика как теоретическая наука возможна только в каче­стве критики чистого разума. Научное знание о предмете идей чистого разума невозможно, они не имеют конститутивного применения, но зато имеют регулятивное применение. Они дают рассудку системное единство, побуждают его к бесконечному движению к совершенствованию, достижению полного знания. Самое главное: идеи Бога, мира, души несут ценностный смысл, необходимы для утверждения безусловного достоинства личности, ее свободы. Данные идеи не подлежат рациональной проверке, они — предмет веры, первопринципы практического разума, выражающие безусловные цели. Кант по-своему вос­станавливает значимость идей прежней метафизики, утверж­дая, что положительное содержание их — предмет не теорети­ческого, а практического разума.

Исходная реальность для Канта — всеобщие и необходимые формы сознания субъекта. В соответствии с ними философ со­здал свою систему, структура которой представлена Кантом в схеме 1790 г.:


«Все способ­ности души

Познаватель­ная способ­ность

Чувство удо­вольствия и неудовольст­вия

Способность желания


Познаватель­ная способ­ность

Рассудок

Способность суждения

Разум


Априорные принципы

Закономер­ность

Целесообраз­ность

Конечная цель


Применение их к

природе

искусству

свободе».


К этой таблице можно добавить следующее. Ведущая цен­ность сферы познавательной способности — истина, эта область феноменов — предмет онтологии и гносеологии Канта исследует­ся в «Критике чистого разума». Ведущая ценность сферы чувства удовольствия и неудовольствия — красота, эта область пересече­ния феноменального и ноуменального миров — предмет эстетики Канта исследуется в «Критике способности суждения». Ведущая ценность сферы способности желания — добро, эта область ноу­менов — предмет этики и онтологии Канта исследуется в «Кри­тике практического разума» и в «Критике чистого разума».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 6168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...