Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?



Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — немецкий философ, последний крупный мыслитель школы немецкого классического идеализма. Преподавал в университетах Герма­нии. С 1818 по 1831 г. был профессором Берлинского университета. Основные произведения: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812—1816), «Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821). Философия Геге­ля — цитадель классической новоевропейской философии. Он стремится с помощью философии защитить и упрочить по­зиции классической культуры, уменьшить влияние романтизма, особенно — романтического иррационализма и индивидуализма. Гегель соединяет рационализм и диалектику, усматривая в осно­вании действительности систему развивающихся понятий. Он строит систему объективного диалектического идеализма со свойствами пантеизма, панлогизма и познавательного оптимиз­ма. Общество и историю Гегель ставит выше индивидуальности, он даже восхваляет войну за то, что она утверждает превосход­ство всеобщего, государственного интереса над частным и пока­зывает, что абсолютный господин индивидуального — смерть.

Идеалистическая система и диалектический метод в фило­софии Гегеля органично связаны, поскольку он понимает диа­лектику как способ существования абсолютного идеального начала, способ его саморазвития и самопознания. Мир есть развивающаяся абсолютная идея. Исходный принцип филосо­фии Гегеля — диалектическое тождество бытия и мышления. Поэтому Гегель пытается представить все сущее в понятийной взаимосвязи, философски выразить его на языке диалектиче­ской логики, фиксирующей движение противоположностей.

Обосновывая свой метод, Гегель различает три уровня логи­ческого мышления. Первый уровень — абстрактное рассудочное мышление. Оно негибкое, представляет предметы и их свойства статичными и жестко разграниченными, без перехода между ними. Такое «догматическое». мышление было характерно для прежней метафизики. Второй уровень — отрицательно-разумное мышление — негативная диалектика. Она представляет предме­ты и их свойства текучими, относительными, при этом разум отрывается от рассудка и производит только голое отрицание, скептицизм. Третий, высший уровень — положительно-разумное, спекулятивное мышление — положительная диалектика, которая позволяет разуму, опирающемуся на рассудок, приходить к по­ложительному результату, устанавливая единство в многообразии сторон и изменений. «Разум без рассудка,— говорит Ге­гель,— это ничто, а рассудок без разума — нечто»1. Гегель пола­гает, что его диалектический метод (сам он называет его «спеку­лятивным») соответствует высшему уровню мышления, дающе­му понимание предмета системно и в развитии. Философ предельно сближает логику теоретического исследования (субъективную) и всеобщие формы существования действи­тельности (логику объективную). В обоих случаях развитие идет триадами: через раздвоение единого на противоположно­сти (тезис, антитезис) и диалектическое снятие противоречия (синтез). Синтез есть и отрицание, и, в определенном отноше­нии, сохранение антитезиса. Общими закономерностями по­ступательного развития являются единство и борьба противопо­ложностей, переход количественных изменений в качественные и отрицание отрицания. Важнейший принцип диалектической логики — восхождение от абстрактного к конкретному, т. е. дви­жение от одностороннего, «бедного» состояния к многосторон­нему, полному, целому в развитии предмета и знания о предме­те. Теоретик, владеющий диалектическим методом, анализирует предмет, фиксируя в абстракциях различные его стороны, выяв­ляет сущностный элемент, отношения, с необходимостью свя­зывающие его с другими элементами. В результате получается богатый, полный теоретический конструкт, который совмещает в себе достоинства конкретности и всеобщности. Абсолютная идея есть абсолютная и полная истина. Истина — совпадение понятия и объективности, она имеет и гносеологический, и он­тологический статус. В гносеологическом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Истина конкретна и ис­торична: философская истина, достигающая наибольшей кон­кретности, представляет мир в системе диалектических катего­рий. Частная истина — односторонняя, относительная. Гегель проводит принцип единства исторического и логического. На­пример, в истории философии содержание — логическое, фор­ма — историческая; каждое последующее учение «снимает» пре­дыдущее, относительные истины «диалектически складываются» в абсолютную. Истина развивается, она есть не только резуль­тат, но и процесс, ведущий к результату (истина, говорит Гегель, не отчеканенная монета, которую можно готовой положить в карман). Истина в онтологическом плане есть соответствие предмета понятию. В этом смысле мы можем говорить об ис­тинном благодеянии, истинном произведении искусства. Быва­ют неистинные предметы — не соответствующие своему поня­тию: дурной (плохой) преподаватель, студент. О таком предмете, далеко отстоящем от своего понятия, можно иметь правильное представление, но оно не будет истинным в понятийно-содер­жательном плане. Идея практики связывает между собой оба значения истины. Наша деятельность, направленная на преоб­разование непосредственно существующего, необходима для по­знания и осуществления истины. Истина предметна, она должна созреть, ее время должно прийти. Таким образом, истина предстает в теоретическом и практическом виде. Практиче­ский — ценностно выше: он обладает достоинством всеобщно­сти и непосредственной действительности. Единство теории и практики, субъективного и объективного — в Абсолютной идее.

Система Гегеля строится диалектически, в виде триад, представляющих сферы развития абсолютной идеи: 1) чистое мышление, логику, она исследуется в разделе философии «нау­ка логики»; 2) природу, являющуюся предметом «философии п рироды»; 3) дух, рассмотрению которого посвящена «филосо­фия духа». Внутри каждой из этих сфер обнаруживается не­сколько уровней, каждый из которых образуется по принципу триады. В «стихии чистого мышления» идея существует «в себе» — в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходя­щих друг в друга категорий. Поскольку категории выражают связи предельной общности, их отношения, считает Гегель, выявляются не через родовидовое поведение, а через сопостав­ление. Движущая сила развития категорий — противоречие, форма развития — отрицание отрицания. Философ выделяет три основные сферы «чистого мышления» — бытие, сущность, понятие. В природе, где идея пребывает «вне себя», «в ином», она разворачивается в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий. Природа материальна и потому есть как бы самоотрицание идеи — идея «в форме инобытия», «окаменевший дух». Здесь нет свободы. По Гегелю, природа системна, но не эволюционирует. Материя реально существует в движении, в котором пространство и время пере­ходят друг в друга. В природе выделяются три последователь­ные системы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. В духе, т. е. в сознании и истории, абсолютная идея существует «в себе и для себя». Она возвращается из «инобытия» к себе в челове­ке (ее стихия — разум и свобода), постигает свое содержание в видах человеческого сознания и деятельности. Дух есть син­тез (снятие) чисто логического и природного. Три основные области развития духа: 1) субъективный дух — в индивидуаль­ной жизни, 2) объективный дух — в общественной жизни, 3) абсолютный дух — в духовной жизни общества — в искусст­ве, религии, философии.

Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» указывает на противоре­чие, существующее между «революционным» диалектическим методом Гегеля и его «консервативной», «догматической» фи­лософской системой. Согласно методу, совершенствование не имеет предела, остановка в развитии равнозначна гибели. Сис­тема же Гегеля претендует на завершенность, на нахождение абсолютно совершенных форм развития в различных областях. Такими формами, по Гегелю, являются: в истории — герман­ский мир, в обществе — буржуазное гражданское общество, в государственном устройстве — конституционная монархия с сословным представительством, в религии — протестантизм, в философии — предложенный Гегелем тип философии.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 991 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...