Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем состоит предмет и метод философии в понимании К. Маркса?



Учение К. Маркса создавалось в XIX столетии, и на нем лежит отпечаток культуры своего времени, своей эпохи. В то же время К. Маркс, наряду с Ф. Ницше и С. Кьеркегором, принадлежал к тем мыслителеям XIX в., которые осуществили переход от классической философии к современной и поэтому стали современниками XX в. Не поняв их мыслей и языка, мы не поймем и нашего времени. По выражению Ясперса, изуче­ние любого из этих мыслителей есть своего рода посвящение в глубины современности, и «всякий, кто пройдет мимо них отвернувшись, кто не даст себе труда узнать их, проникнуть до самой их сути — тот никогда не познает и собственной сущно­сти, останется для самого себя лишь смутным призраком, по­падет под власть неведомых сил, которые он мог бы познать, и окажется голым и беззащитным перед современностью».

В работе «Немецкая идеология» (1846) Маркс писал о вво­димых им философских понятиях, абстрагируемых из рассмот­рения исторического развития людей: «Абстракции эти сами по себе, в отрыве от реальной истории, не имеют ровно ника­кой ценности. Они могут пригодиться лишь для того, чтобы облегчить упорядочение исторического материала, наметить последовательность отдельных его слоев... но они не дают ре­цепта или схемы, под которые можно подогнать исторические эпохи. Наоборот, трудности только тогда и начинаются, когда приступают к рассмотрению и упорядочению материала —...когда принимаются за его действительное изображение»2. На­учный метод, который применял и обосновал Маркс, требовал критического отношения к своим собственным идеям и прин­ципам.

Первоначально К. Маркс принадлежал к младогегельянской или левогегельянской школе. Принцип частной собственности рассматривался им в это время как принцип полной и безоговорочной «свободы личной инициативы» в любой сфере жизни, будь то материальное или духовное производство, а коммуиизм отвергался как реакционная попытка гальванизировать «корпоративный принцип», идеал Платона. Немецкие младогегельянцы во главе с Б. Бауэром развивали «философию самосознания», противопоставляли философию и религию, подвер­гая теоретической критике все существующее. Эта философия вполне укладывалась в рамки просветительской парадигмы, разделяющей все общество на воспитателей и воспитуемых. Первые выступают конкретными носителями абсолютного со«знания, ничем не обусловленного, разумного, истинного, под­вергающего критике мир существующих социальных отношений, вторые — в качестве пассивных восприемников этой кри­тики. Но постепенно Маркс приходит к кардинально новому выводу о том, что общественная эпоха не может быть познана исключительно из общественного сознания, каким бы критич­ным оно ни было. «Совпадение изменения обстоятельств и че­ловеческой деятельности может рассматриваться и быть рацио­нально понято только как революционная практика» — эта ци­тата из третьего тезиса Маркса о Фейрбахе дает ключ к новому пониманию философии К. Маркса. Переустройство мира к лучшему происходит не в результате одного лишь распро­странения идей разума и человечности (Просвещение), а в результате соединения человеческой активности и стихийных условий, сознательной деятельности и материальной необходи­мости на основе практики.

Философия является наукой, направленной не просто на объяснение мира, а на его практическое изменение. В этом кон­тексте Маркс критикует младогегельянцев за иллюзию, что уничтожение феодального гнета есть освобождение человече­ской личности от всякого гнета, указывая на противоречивый характер буржуазных отношений. Религиозное отчуждение, против которого так настойчиво боролись младогегельянцы, следуя Фейрбаху, представляет собой лишь вторичное отчужде­ние. Необходимо найти его объективные основания. Точно так же необходим теоретический анализ реальных коллизий обще­ственной жизни, реальной потребности, которая выражала себя в форме идей утопического социализма и коммунизма, распро­странившихся во Франции, Германии, Англии и других евро­пейских странах. Этот анализ становится центральной идеей «Экономическо-философских рукописей 1844 г.», в которой Маркс приходит к выводу, что коммунистические идеи есть необходимый феномен движения самой частной собственно­сти. Хотя «коммунизм как таковой не есть цель человеческого развития, не есть форма человеческого общества», тем не ме­нее он «является для ближайшего этапа исторического разви­тия необходимым моментом человеческой эмансипации и об­ратного отвоевания человека. Коммунизм есть необходимая форма и энергический принцип ближайшего будущего»,— пи­шет К. Маркс в 1846 г. Суть коммунизма при этом для Маркса состоит не просто в формально-юридическом обобществлении частной собственности, учреждаемом политической револю­цией, а «в действительном освоении каждым индивидом всего накопленного в рамках частной собственности, т. е. отчужден­ного от него богатства». При этом богатство, которое здесь имеется в виду,— это не совокупность вещей, материальных ценностей, находящихся в формальном владении, а богатство тех деятельных способностей, которые в этих вещах опредмечены, овеществлены, а в условиях частной собственности «отчуждены».

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представля­ет собой диалектический материализм, включающий в себя материалистическое понимание истории, человека, общества. Фундаментальным принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумева­ет всю совокупную деятельность человечества по преобразо­ванию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. Наибольшее влияние на формирование фило­софских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 447 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...