Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?



Философия немецкого классического идеализма (немецкая классическая философия) — ведущее направление германской и всей европейской философии со 2-й пол. XVIII примерно до сер. XIX в. Расцвет этого направления был непосредственно подготовлен трудами немецких просветителей — Г. В. Лейбни­ца (1646-1716), X. Вольфа (1679-1754), И. Г. Гердера (1744-1803) и др. В учениях И. Канта (1724—1804), И. Г. Фих­те (1762-1814), Ф. В. Шеллинга (1775-1854), Г. В. Гегеля (1770—1831) созданы классические образцы развитой филосо­фии Нового времени. Отметим ее наиболее характерные черты.

Философами данного направления сформирован тип фило­софии, выступающей как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно ориентирующее знание. Для философии немецкого классиче­ского идеализма являются общезначимыми просветительские ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Про­исходит предельное сближение ценности Божественного абсо­люта и ценности развивающегося человечества. Явственно про­слеживается тенденция к соединению прогрессизма и антро-по-социоцентризма.

Особую значимость приобретает духовно-практическая ак­тивность человека. В качестве глубинной ценностной ориента­ции принимается протестантская установка на целенаправлен­ное освоение действительности индивидом, исполняющим та­ким образом свое высшее жизненное предназначение.

Немецкая классическая философия характеризуется особого рода соединением идеализма и диалектики: все сущее в ней представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно раз­ворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в спосо­бах человеческой деятельности.

Человек понимается как деятельное культурно-историче­ское существо, т. е. создающее себя в обществе и в истории. Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа — религии, нравственности, искусства, права, науки, са­мой философии (Гегель). В качестве главных созидательных сил человека представляются разум, нравственность, общениеи труд. Развивается учение о практике, о ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира, когда во взаимодей­ствии субъекта и объекта преодолевается отчуждение и разви­ваются обе стороны; растет могущество человека, его свобода и ответственность (Фихте, Гегель). Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта. Изучаются различные способности души, выявляется ее творческий потенциал, в том числе в сфере бессознательного (Кант, Шеллинг).

Строится философское обоснование идеи объективной за­кономерности прогресса — общечеловеческого поступательного движения, смысл которого — в расширении сознания свободы (Гегель). Утверждается достоинство личности: «святость челове­чества в лице каждого» (Кант). Провозглашается гуманистиче­ский идеал: свободное развитие каждого как условие свободно­го развития всех (Кант).

Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разгра­ничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как уче­ния о нравственной сущности личной свободы. 3. Построение эстетики как науки; понимание искусства в качестве области, располагающейся между наукой и нравственностью, теорией и практикой, а также соединяющей их.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 386 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...