Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что отличает натурфилософский период в развитии античной философии?



Натурфилософский период античной философии представ­лен ионийскими философами (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит из Эфеса), италийскими философами (элеаты и пифагорейцы). К нему же относятся Анаксагор, Эмпедокл и, с некоторыми оговорками, Демокрит.

Ионийские философы вошли в историю философии под именем «физиков», или «фжиологов» (так их назвал Аристотель), т. е. мыслителей, воспринимавших мир, природу, космос как жи­вое и самодвижущееся целое. Основная оппозиция данного пе­риода — противостояние учений Гераклита Эфесского и филосо­фов элейской школы Парменида и Зенона.

Гераклит (ок. 544—480 гг. до н. э.) приходит к мысли об уни­версальности изменений в мире, о борьбе противоположностей (термин «противоположность» принадлежит Аристотелю) как ис­точнике всего сущего, о «скрытой гармонии мира» как внутрен­нем тождестве противоположностей. Первоначалом всего Герак­лит считал самую активную из стихий — «вечно живой огонь, мерами загорающийся и мерами потухающий»1. Огонь выступает у Гераклита и как субстанциальное начало, и как эсхатологиче­ское (космос периодически гибнет в мировом пожаре), и как Логос — разумная, диалектическая необходимость, управляющая миром. Логос — это внутренняя структура огня, его мера, он выражает собой единство борьбы и гармонии в мире. Познать Логос можно только разумом, но не чувственным восприятием. Человек, познавший Логос, умеет раскрывать во множественно­сти единое. Видимый нами чувственно-конкретный пласт бытия не есть вечная сущность (как позже учил Анаксагор), но и не призрак, порожденный нашими чувствами (как учил Парме­нид), он — не прочное бытие, но и не мимолетное видение в головах людей, а «игра огня с самим собой»; только в этом смысле многое есть одно, «все — едино».

В противоположность Гераклиту Парменид (ок. 540—470 гг. до н. э.), основатель элейской школы, учил, что есть только бытие. Оно неподвижно, вечно, целокупно (не имеет частей), сфероподобно и, следовательно, совершенно. Небытия нет. Множественность, изменчивость мира, о которой говорят наши чувства,—заблуждение. Вывод о единственности и непо­движности бытия Парменид делает, исходя из предположения, что высший критерий бытия — способность разума образовы­вать понятия, мыслить бытие. Бытие и мысль о бытии тожде­ственны. Учение Парменида было первой философской попыт­кой сформулировать метафизическое понимание природы. Основными характеристиками бытия он провозглашает нело движность, неизменность, отсутствие генезиса. Ученик Парме­нида Зенон (480—430 гг. до н. э.) доказывал тезис о единствен­ности бытия путем обнаружения внутренних противоречий (апорий) в аргументации противников. Разработанные Зеноном аргументы в защиту учения Парменида получили название «Дихотомия», «Ахилл», «Летящая стрела» и др.2 Эти аргументы, или апории, стимулировали развитие античной логики, диа­лектики, так как вскрывали противоречия в современных Пармениду и Зенону понятиях о пространстве, едином и многом, движении и покое, непрерывном и прерывном.

Итак, по мнению элеатов, множественность и движение не обладают реальностью. Напротив, для Гераклита изменчивость, активность характеризуют самую суть бытия. Есть ли нечто посредствующее между единым, данным уму, и множественной действительностью, открываемой чувственным опытом? На та­кое посредствующее начало указала пифагорейская филосо­фия, рассмотрев числа и их соотношения как первопричину бытия. Ведь число не есть чистая идея ума и не есть просто данное опыта.

Если милетская школа давала ответ на вопрос о материаль­ной причине сущего, а элейская и пифагорейская пытались ре­шить вопрос об идеальной форме существующего, то последние философы космологического периода — Эмпедокл, Анаксагор и Демокрит стремятся ответить на вопрос о причине движения. При этом все они исходят как из бесспорно установленной ис­тины из положения элейцев о том, что истинно сущее бытие не может ни возникнуть, ни погибнуть. Эмпедокл (ок. 490—430 гг. до н. э.) представляет жизнь природы как цикли­ческий процесс, в котором попеременно берут верх то Любовь, соединяющая физические элементы в единое, то Вражда, обо­собляющая эти элементы друг от друга и порождающая мно­жественность. Анаксагор (ок. 500—428 гг. до н. э.) предполагал число материальных элементов («гомеомерии», или «подобно-частные») бесконечным, а силой, приводящей их в движение и упорядочивающей их,— Ум, или Нус. Последний характери­зуется и как чисто механическая, и как сознательная, целесо­образно действующая духовная сила. То есть Анаксагор коле­бался при ответе на вопрос, является ли движущая сила Ума «причинной» или «целесообразной».

В отличие от предшествующих мыслителей, атомисты (Левкипп и Демокрит) предприняли попытку создания системы, объ­ясняющей мир и разрешающей основные проблемы, поставлен­ные философией данного периода. В качестве первоначал всего сущего атомисты вводят два новых понятия: неделимые (и не имеющие частей) атомы и пустота. Это позволяло разрешить проблему противоречия между единым и многим, поставленную элеатами. С одной стороны, атом неизменен, неделим, неуничто­жим (аналог парменидовского бытия), с другой — атомов беско­нечное множество, и пустота является условием существования этой множественности. Мир и все вещи, существующие в нем, включая душу человека, есть соединение различных по форме, ве­личине и положению атомов. Другая особенность философии ато­мистов — попытка объяснить мир, не прибегая к понятию цели. По Демокриту, «все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости», т. е. все имеет свою необходимую причину. По многочисленным свидетельствам древних, Демокрит отрицал существование случайности, которая трактовалась им как результат незнания.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 354 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...