Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ: 1) натурфилософы, 2) конфуцианцы, 3) монеты, 4) номиналисты, 5) леги-сты, 6) даосы. Позднее появились буддийские школы.
Конфуцианство, даосизм, буддизм — главные течения традиционной культуры Китая, каждое из которых включает в себя соответствующее философское направление. Самое влиятельное из них — конфуцианство, наиболее полно выражающее особенности национального сознания. Школа (цзя) конфуцианцев (книжников, служилых людей (жу цзя) основана Почтенным Учителем Куном — Кун Фу-цзы (551—479 до н. э.), в латинизированной передаче — Конфуцием. Главная цель его учения — содействие благополучию общества, руководимого государством, и тем самым поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности — патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. В этике ведущая идея — управление на основе добродетели. Моральная норма ценится выше правовой. Главная сила воздействия правителя — нравственная — благой пример. Школа даосов, великого пути, пути и силы (дао дэ цзя) дополняет конфуцианство, полемизируя с ним. Основополагающие классические произведения школы — уже упоминавшиеся книги Лао-цзы и Чжу-ан-цзы. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, экзистенциален; сосредоточен на вопросах смерти и небытия. Даосы проповедуют «благородное недеяние» (у вэй) как способ единения с Вселенной. Они полагают, что наилучшее общество то, где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть. Своеобразие китайского буддизма наиболее ярко представляет философская школа Чань-буддизма — Чань-цзун (чань — от индийского «дхиана» — медитация, цзун — родовое название буддийских школ). Школу основал в VI в. выходец из Индии Бодхидхарма (в китайской транскрипции — Путидамо, сокр. Дамо). Буддизм в этой школе развивается в направлении признания ценности жизни в мире, сближения с даосизмом. К VIII в. в круг важнейших идей школы вошли следующие: нирвана и санса-ра — одно и то же, «обыкновенное сознание — это и есть истина»; прозревая свою природу, становишься Буддой; нирвана (непань) достигается внезапно, как озарение, подобное вспышке молнии; путь к ней не упражнения, а спонтанное переживание жизни, особого рода незаинтересованная деятельность — недеяние (у вэй). Другими основными философскими школами (цзя) в Древнем Китае были: натурфилософы (иньян цзя), разрабатывавшие своего рода числовую методологию — нумерологию на основе концепции двух всеобщих противоположных начал — инь-ян и пяти первоэлементов; легисты (школа закона — фа-цзя), обосновывавшие необходимость установления всевластия государственного закона и жесткой централизации власти; монеты (мо цзя), называемые по имени основателя Мо ди (468—376), развивавшего идеи всеобщей любви (цзянь аи) и благополучия, взаимной выгоды, прагматической целесообразности; номиналисты (школа имен — мин цзя — букв.: оперирующие названиями), чье внимание было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях, особенно — на вопросе о соотношении понятий-имен и «реалий»; | после III в. номиналисты утратили влияние, поскольку их проблематика считалась не имеющей практического значения. Древнекитайская философия делится на три периода: 1) начальный классический период (VI— III вв. до н. э.); 2) философия эпохи Хань (II в. до н. э.— II в. н.э.), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку; 3) после
ханьская средневековая философия (III—X вв.), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 524 | Нарушение авторского права страницы