Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Что составляет отличительные черты философии Древнего Китая?



Созданная великой восточной цивилизацией, существую­щей от древности до наших дней, китайская философия, как и индийская, характеризуется автохтонностью, самобытностью, традиционностью, высоким статусом философии в обществе, отношением к философии как к образу жизни. Однако в Ки­тае, в отличие от Индии, особая значимость придается исто­рии, книжной учености, государственности, социальной актив­ности индивида. В национальном мировоззрении ведущее по­ложение занимают государственные и семейно-родовые ценности, ориентация на самоосуществление в земной жизни, в межчеловеческих отношениях. Власти, прежде всего верхов­ной, а также, в определенной степени, чиновничеству придает­ся сакральный характер, предполагается, что легитимность правящей династии опирается на религиозное основание. Сис­тема управления предоставляет возможности для «выдвижения мудрых и способных», стимулируя дух индивидуальной конку­ренции и социальный активизм. Ценностные образцы правле­ния воспринимаются в форме традиции-ритуала, возводятся к мифическим «начальным» временам первых правителей и канонизируются в государственной истории, в книгах, фак­тически выступающих как священные тексты. Особым поняти­ем Вэнь (письменность, культура) обозначается гармония, упо­рядоченность, к которой приближается жизнь человека высо­кообразованного и культурного. Все это в значительной степени определяет основные особенности традиционной ки­тайской философии. Она сосредоточена на социально-полити­ческой и этической проблематике. Можно сказать, что это преимущественно практическая (в Аристотелевом смысле) фи­лософия, чуждающаяся чистой теории и методологии. Как в Индии, этические вопросы, благодаря их высокой значимости, не стягиваются в отдельную дисциплину, а проходят через всю философию. Так, «учение о добродетельном правлении» со­ставляет ядро наиболее влиятельного направления китайской философии — конфуцианства. Важнейшими источниками фи­лософского знания в Китае считаются древние книги, прежде всего: 1) «Книга перемен» («И цзин») — относящаяся к VIII— IV вв. до н. э. гадательная книга, содержащая философские идеи; 2) «Беседы и изречения» («Лунь Юй»), представляющая высказывания Конфуция; 3) «Мэн-цзы» — книга конфуцианца Мэн-цзы, жившего в IV— III вв. до н. э.; 4) «Книга о Пути и Добродетели» («Дао Дэ цзин»), авторство которой приписывается легендарному основателю даосизма Лао-цзы (VI—V вв. до н. э.); 5) «Чжуан-цзы» — книга даосского учителя Чжуан-цзы (IV—III вв. до н.э). Стиль философских текстов, образ­ный и афористичный, служит не столько целям доказательства идеи, сколько внушения определенного способа видения.

Философское мировоззрение Древнего Китая в общих чер­тах можно представить следующим образом. Справедливость, порядок и закономерность в мире исходят от Неба (тянъ). Ве­ликий предел Неба — Тай цзи. Он же — Абсолют-Дао. Его нельзя назвать и обрести, оно есть небытие и неопределен­ность. Безымянное Дао есть исток бытия и определенности, упорядоченности — путь Неба. Из Дао возникает ци — пневма (букв.: воздух, пар, дыхание, эфир) — первоматерия, первоэнергия. Она раздваивается на полюса инь (мутное) и ян (чис­тое) — всепроницающие противоположности (земли и неба, луны и солнца, тени и света, квадрата и круга, женского и мужского, слабого и сильного, воды и огня и т. д.). Возника­ет и пять первоэлементов или движущих начал (У-Син) — де­рево, огонь, земля, металл, вода. Дао придает определенность вещам и явлениям, выступая в качестве их жизненной силы, добродетели — Дэ, которое есть манифестация Дао на единич­ном уровне. Абсолют являет себя в символе, а символ тяготеет к «церемониальное™», выражению священного движения, «вечного возвращения». Таков знак Великого предела — ©, на­зываемый также «монада», «рыбки», «зародыши». Он выражает единство, переход, взаимопроникновение темного (инь) и светлого начала (ян). Китай — Поднебесная (Тянь-ся), Сре­динное государство (Чжунго) — центр мира, все остальные зем­ли — «варварская периферия», обращенная к центру. Способы приближения к Благу, исходящему от Абсолюта-Дао, заданы исторической традицией. Главная дорога — движение вверх по ступеням государственной иерархии (путь правителей) и семейно-родовой (путь предков). Их принцип един, это два пе­реплетающихся ствола одного дерева, две взаимосвязанные до­роги вверх: государство представляется большой патриархаль­ной семьей, первоправители суть первопредки. Дао передается людям через правителя — сына Неба (Тянь-цзы), получающего от него право (своеобразный мандат) на правление (Тянь-мин), это право одновременно обязывает следовать воле Неба. Если правитель этого не делает, значит, он утратил свою доброде­тель — Дэ и право на власть. От того, как правитель Китая ис­полняет волю Неба, зависит порядок в мире людей и в уни­версуме, поскольку общественное согласие есть часть мирового строя. В человеке две возвышающие его силы — любовь (инь) и долг (ян). Долг требует поддерживать мировое единство (с природой, государством народом, семейным кланом). Для это­го необходимо занять, согласно традиции и собственным воз­можностям, место в семейно-родовом и государственном строю, выполнять обязательства перед предками и потомками, вышестоящими и нижестоящими в государственной иерархии. Добро — следование порядку, исходящему от Неба, зло — нару­шение этого порядка. Совершенный род занятий — наиболее способствующий успешному правлению — государственный муж, часто это советник правителя и одновременно философ, образцом которого в большинстве случаев служит Конфуций.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...