Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В каком философском направлении поздней античности была предпринята попытка синтеза всей античной философии?



Поскольку в пределах этического периода в развитии ан­тичной философии ни эпикуреизму, ни скептицизму, ни стои­цизму не удалось разрешить главного противоречия, присущего своей культурной эпохе, необходим был новый философ­ский синтез, нацеленный на создание монистической системы, объединяющей «посредством самосознающего бы­тия, которое есть само для себя и объект, и субъект», всю Космическую действительность. Такой философский синтез, преодолевший субъект-объектную противоположность, был осуществлен в неоплатонизме в последний период античной философии.

Неоплатонизм — последнее самобытное течение античнос­ти — систематизировал платоновские идеи, дополнив их идеями стоицизма, аристотелизма, неопифагореизма. Основателем тече­ния был Плотин (205—270 гг. н. э.), главными представителя­ми — Порфирий (III в.), Ямвлих (IV в.), Прокл (V в.). Наиболь­ший резонанс получили труд Плотина «Эннеады» (отредактиро­ванный и разделенный на шесть «девяток» учеником Плотина Порфирием), логические произведения Порфирия («Введение» й '«Категориям» Аристотеля), «Первоосновы теологии» Прокла. Абсолютным первоначалом бытия, с точки зрения неоплатониз­ма, является Единое, которое невыразимо в силу своего беско­нечного богатства и полноты; к нему не может относиться ни­что из области конечного. Убедиться в бытии Единого возмож­но только на пути апофатической (отрицающей) теологии. Единое не есть ни бытие, ни мысль, ни жизнь. Это — Сверх-бытие, Сверх-мысль, Сверх-жизнь. Единое есть «благо, которое само себя творит», «самопродуцирующаяся активность». Объясняя происхождение всего сущего из Единого, Плотин прибегает к образу света, освещающего все вокруг себя, извеч­ного источника эманации, посредством которой возникают все менее совершенные и все более множественные сферы бытия. Продуцируя все сущее, Единое ничего не утрачивает. Процесс происходит вне времени. Единое свободно создает самого себя в бесконечной потенции, продуцируя также отличное от себя. Вторая ипостась Единого — Ум или Дух, само себя мыслящее мышление (аристотелевский бог), которое содержит в себе, как свое собственное достояние, множественный мир платоновских идей. Обращенный к Единому Ум един. Отвращенный от Еди­ного Ум множественен. Мысля свое содержание — идеи, Ум од­новременно и творит их. Третья ипостась Единого — Душа. Ее отличие от Единого и Ума в том, что она существует во вре­мени. Непосредственно мировая Душа происходит от Ума, опо­средованно — от Единого. Душа имеет две стороны: верхняя об­ращена к Уму, нижняя — к чувственному, феноменальному миру, выступая источником движения и порождения конкрет­ных единичных вещей. Материя есть тьма, результат угасания свечения Единого. Материя в неоплатонизме — источник зла, но, так как она не является самостоятельным началом, так и зло — это всего лишь недостаток должного быть добра. Все сущее, в свою очередь, стремится к Единому, но наиболее осоз­нанно это стремление проявляется у человека, душа которого в состоянии экстаза способна отделиться от тела и слиться с Еди­ным как Богом.

Неоплатоническое учение о триединстве Единого, Ума и Души, о мистическом постижении Единого, а также рассмот­рение зла как недостатка добра оказали существенное влияние на формирование некоторых догматов христианства в учениях «отцов церкви», как западных, так и восточных. При всех раз­личиях неоплатонизма и христианства и даже их враждебности в определенные исторические периоды главное у них было об­щим — учение о существовании высшего мира, имеющего аб­солютный приоритет перед низшим. В неоплатонизме антич­ная философия приходит к преодолению субъект-объектной антиномии за счет возврата к мифу — мифу о трансцендент­ном, сверхразумном Едином, которое постижимо лишь мисти­чески. Именно этот аспект неоплатонизма оказал наибольшее влияние на развитие западноевропейской философии в различ­ные эпохи.




Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 202 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...