Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В историко-философской науке существуют различные периодизации античной философии, каждая из которых вносит дополнительный штрих в общую картину. Один из крупнейших немецких историков философии конца прошлого века, В. Виндельбанд (1848—1915), выделял два отличных по культурному фону и духовным стремлениям периода античной философии: 1) греческая философия, созданная на основе замкнутой национальной культуры и стремящаяся к чистому познанию (завершилась к 322 г. до н. э.); 2) эллинистическо-римская философия, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени и стремившаяся к наилучшему устройству жизни людей, т. е. к практическому результату.
Критерием выделения периодов в концепции известного знатока античности российского философа С. Н. Трубецкого (1862—1905) являются главные фигуры античной философии: 1-й период — до Сократа (VI в. до н. э.— 2-я пол. V в. до н. э.); 2-й период — от Сократа до Аристотеля (2-я пол. V в. до н. э.— IV в. до н. э.); 3-й период — после Аристотеля (IV в. до н. э.— VI в. н. э.). Отсюда происходит термин «досократики», который используется в философской литературе.
Наиболее подробная периодизация истории античной философии была предложена другим известным российским философом, психологом Г. И. Челпановым (1862—1936). Здесь критерий для выделения пяти периодов античной философии — смена объекта и задан философии. Первый период — натурфилософский, или космологический (VI в. до н. э.— середина V в. до н. э.) характеризуется преимущественным интересом к проблемам «физиса» и космоса, поиском субстанциального начала всех вещей. Второй период — антропологический (2-я пол. V в. до н. э.— кон. V в. до н. э.) делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность. Третий — систематический (V — IV вв. до н. э.) характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем. Четвертый — этический (III в. до н. э.— I в. н. э.) связан с пониманием философии прежде всего как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. И, наконец, пятый —религиозный период (I в. н. э.— VI в. н. э.) выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.
Естественно, каждая из предложенных периодизаций достаточно условна, но наиболее содержательной представляется периодизация Г. И. Челпанова.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 503 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!