Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Кого и почему считают первым философом Запада?



Чаще всего первым философом Запада называют первого древнегреческого философа Фалеса из Милета. Философское учение Фалеса (625—547 гг. до н. э.) можно свести к положе­нию «все — из воды, и все разрешается в воду». Это суждение является философским, так как оно: I) противоречит чувствен­ной достоверности, 2) трактует воду не только как генетиче­ское (что было характерно для мифологии), но и как субстан­циальное начало, сущность, основу всего; 3) содержит в себе возможность понять мир на основе одного исходного принци­па, 4) высказывает нечто о происхождении вещей без иноска­заний и притч, характерных для мифологического мышления. Суждение о том, что все существующее есть в сущности еди­ное материальное начало (вода), делает Фалеса первым грече­ским философом. Такое объяснение исходит из представления о возникновении философии как результате борьбы Логоса против мифа. Продолжение этой борьбы мы находим у друга и ученика Фалеса Анаксимандра (610—540 гг. до н. э.), автора первого прозаического сочинения на греческом языке «О при­роде». Анаксимандр считает первоначалом, лежащим в основа­нии сущего, «апейрон», или «беспредельное». «Апейрон» ха­рактеризуется качественной (отсутствием конкретных свойств и структуры) и количественной (отсутствием какого-либо пре­дела) неопределенностью. Но, в отличие от Фалеса, Анакси­мандр пытается ответить на вопрос, каким образом из перво­начала происходят вещи. Возникновение космоса из «апейрона» есть процесс утраты «алейроном» неопределенности через возникновение «стихий» или элементов мира (воды, огня, воз­духа, земли) и их постоянного взаимодействия. Обратный про­цесс — утрата вещами своей определенности происходит в силу стремления отдельных элементов расширить свои пределы, на­рушить меру, «стать всем», что ведет к «апейронизации» кос­моса. Наиболее важен вывод Анаксимандра о том, что есть «справедливость», или естественный закон, восстанавливаю­щий равновесие стихий.

Другие авторы предлагают считать первым греческим фило­софом, а соответственно и первым философом Запада Пифаго­ра (ок. 580—500 гг. до н. э.) Основанием для подобной оценки служит представление об этическом характере философского знания. Именно у Пифагора философия впервые получает свое имя — любовь к мудрости и свой статус — быть соединением мистериального, логического и нравственного начал. Фило­соф — не мудрец и не просто ученый, а «ученый», стремящий­ся к мудрости2. Моральная установка Пифагора отличается от моральной установки Гераклита, и именно она делает его пер­вым философом. Гераклит считает божественную истину недо­ступной лишь для толпы, но не для аристократического ума. Поэтому считает для себя возможным пророчествовать, т. е. говорить как бы от лица самой божественной истины. Пифа­гор же считает, что истина доступна только Богу, а человек мо­жет лишь стремиться к ней. Для этого он должен заботиться о своей душе, нравственности, быть самокритичным и рефлек­сивным. Математическое знание, по Пифагору, не самоценно, оно лишь наиболее подходящая форма для символического выражения божественных тайн.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...