Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Какие школы были в древнеиндийской философии и на какие периоды она делится?



В философии Древней Индии различаются две группы школ (даршан). В первую, ортодоксальную, включается шесть даршан: санкхья, йога, нъяя, вайшешика, пурва-миманса, веданта. Во вто­рую — три: буддизм, джайнизм, локаята (иногда в качестве тре­тьей неортодоксальной даршаны называется адживика).

Даршаны первой группы нередко объединяют попарно, по­скольку санкхья близка к йоге, ньяя к вайшешике, пурва-ми­манса к веданте. Кратко охарактеризуем их. 1. Санкхья (пере­числение, рассмотрение). Одна из самых древних школ, основа­телем ее считается легендарный мудрец Капйла (VII в. до н.э), а пик влиятельности санкхьи приходится на середину I тысяче­летия нашей эры. Все многообразие Вселенной рассматривается как результат взаимодействия двух первоначал — материального (пракрита) и идеального (пуруши). Пракрити (прасоздательница) — источник различных качеств и производящих сил мира. Пуруша (человек, мужчина) — бездеятельный и бескачествен­ный дух, сближаемый с атманом. Задача познания и самосовер­шенствования — понять устройство мира, независимость пуруши от пракрити, самодостаточность духа, отождествить свою сущность с ним, разъединить пракрити и пурушу в себе и тем самым достичь освобождения — мокши. Вариант теистической санкхьи представлен в знаменитом и по сей день религиозно-философско-поэтическом произведении — Бхагавадгйте. 2. Йога (связь, усилие), основателем ее считается Патанджали (II в. до н. э. или II в. н.э.) — автор «Йогасутры». Йога переводит в практическое русло намеченные санкхьей пути и методы освобождения. Иогин, разделяющий, посредством активных усилий и сосредоточенности, своего пурушу от своей пракрити, идет к Высшему Пуруше, обладающему сакральной сверхценно­стью и именующемуся Ишварой — Господом, Владыкой. Для этого разработан «восьмеричный» метод йоги: строгое соблюде­ние религиозных предписаний и нравственных требований, осо­бенно ахимсы — непричинения вреда живым существам; конт­роль над организмом с помощью физических и дыхательных упражнений; концентрация чувств, внимания, созерцания,— та­ким образом последовательно устраняется зависимость от все более тонких составных Пракрити. И наконец, достигается со­стояние транса (самадхи), когда всякое различение исчезает, прекращается даже размышление и наступает освобождение. 3. Ньяя (правило, логика). Даршана основана Готамой (II в. до н. э. или II в. н.э.). Исходный текст — «Ньяясутра». Сторон­ники школы считают, что к освобождению следует идти, пресе­кая привязанности человеческого Я к объектам, обращаясь к атману в себе, являющемуся органом чистой мысли. Главный путь к этому — познание. Отсюда сосредоточенность даршаны на проблематике гносеологии и логики, которые развивались в тесном взаимодействии и полемике с соответствующими иде­ями буддизма. Исследуя способы познания, философы ньяи по­строили классификацию видов достоверного и недостоверного знания, разработали различные формы логического вывода. В мировоззренческих вопросах ньяя в основном следовала по­ложениям вайшешики. 4. Вайшешика (различение). Школа основана Канадой (I в. до н. э. или I в. н.э.), создателем «Вайшешикасутры». В основе метафизики вайшешики лежат идеи теизма, атомизма, а также реализма схоластического типа. По­следний вайшешика отстаивала в споре с буддистами, защищая тезис о том, что категории, подобно вещам, обладают реальным самостоятельным существованием. Согласно вайшешике, абсо­лютное божественное Я — Ишвара творит из атомов миры, под­держивает их и разрушает с помощью особой ценностно-каузаль­ной силы — адришты (невидимое), действующей по закону кармы. Знание — выявление системы мира. В ней различаются семь видов реальности, каждая из которых имеет множество форм. Так, субстанция — носитель качеств и действий, имеет девять форм: пять элементов-стихий: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша) и еще четыре элемента — пространство, время, душа-атман, ум-манас (орган координации данных сознания). 5. Пурва-миманса (букв.: первое исследование). Основателем школы считается Джаймини (IV—ПИ вв. до н. э.), автор «Мимансасутры». Эта даршана возникла в целях сохранения Веди ведийского ритуала. Веды понимаются как фундаментальная священная, совершенная, несущая дхарму реальность. Она име­ет изначальную словесную природу, лишь частично проявляю­щуюся в звуках человеческой речи. Следствием исполнения ри­туала является освобождение. Последнее понимается как избавление от страданий и наслаждение плодами ритуалов. Миманса способствовала поддержанию общинно-кастовой организации и всего ценностного строя культур брахманизма и индуизма. 6. Веданта (завершение Вед). Основоположником данной шко­лы и автором «Ведантасутры» («Брахмасутры») считается Бадараяна (IV—IIIвв. до н. э.). Веданта представляет собой фи­лософскую разработку идей Упанишад и Бхагавадгиты о Брах­мане как Божественном первоначале, об Атмане-духе и об осво­бождении как следствии преданности (бхакти) Божеству и по­знания тождественности своей сущности Атману и Брахману. В классической веданте существует три главных направления. Шанкара (788—820), вероучитель шиваизма, творчески переос­мысливая идеи буддизма, создает строго монистическую адвайта (недвойственную) веданту. Согласно Шанкаре, многообразие мира иллюзорно и в то же время объективно. Абсолютно реален лишь Брахман, а все остальное создано его творческой силой — майей. Атман человека по сути тождествен Брахману. Освобождение и блаженство достигаются путем такого позна­ния, в котором сливаются познающий, познаваемый абсолюти само познание. Шанкара полагает возможным освобождение от уз кармы при жизни — дживанмукти. Рамануджа (XI—XII вв.), ве­роучитель вишнуизма, разрабатывает не строго монистический
вариант адвайта-веданты — вишишта (различающая) адвайта. Полагает, что Вселенная и души обладают относительной реаль­ностью, а Атман человека есть часть божественного духа. Мадхва (XIV в.), другой вишнуитский вероучитель, строит систему дуалистической — двайта веданты. Утверждает, что мир, индивиду­альные души — не создания майи, не иллюзия, а особая, отлич­ная от Брахмана, реальность. В Новое время идеи веданты нашли свое продолжение в учениях Рамакрйшны (1836—1886), Свами Вивекананды (1969—1902), Ауробйндо Гхоша (1872—1950), Сарвепалли Радхакрйшнана (1908—1975) и др.

Неортодоксальные школы. 1. Буддизм — мировая религия (наряду с христианством и исламом) и философское учение. Основан,в Индии в VI в. до н. э. Сиддхартхой Гаутамой (623—544), названны Буддой (просветленным, пробудившим­ся). Главное произведение буддизма — Типйтака (три корзины), записанные в 80-х гг. I в. до н. э. на Цейлоне, на языке пали. Более тысячи лет буддизм был широко распространен в Ин­дии, но к началу второго тысячелетия оказался почти полно­стью вытесненным из страны, успев к этому времени сущест­венно повлиять на индуизм и укорениться во многих областях далеко за ее пределами. Основные ветви буддизма — хинаяна и махаяна. Хинаяна (малая колесница) — «узкий путь спасе­ния», близкое к первоначальному буддизму направление, в рамках которого развивается учение о том, что освобождение есть главным образом дело личного совершенствования чело­века, посвятившего этому жизнь. Достигают нирваны самые совершенные — архаты. Махаяна (большая колесница) — «ши­рокий путь спасения», направление, в котором произошло обожествление Будды, развитие его культа и почитания совер­шенных людей (боддхисаттв), а также образование монашеских общин (сангх). Согласно махаяне, возможности спасения ши­роко открыты мирянам, а боддхисаттва — человек, сострадаю­щий другим людям и показывающий им путь освобождения. Вначале буддизм был преимущественно этическим учением, альтернативным брахманистскому. С буддийской точки зрения соблюдение ведийских ритуалов бесполезно. Будда, по преда­нию, уклонялся от обсуждения «метафизических проблем», считая более важным научить людей тому, как навсегда изба­виться от страданий. Главные идеи первоначального буддиз­ма — «четыре благородные истины» и «восьмеричный путь спа­сения». Четыре благородные истины: 1. Жизнь полна страда­ний. 2. Привязанность к жизни — корень страданий. 3. Можно пресечь корень страданий. 4. Есть путь пресечения корня стра­даний. Это восьмеричный путь спасения, он — срединный, от­вергающий и аскетизм, и чувственные наслаждения. Правиль­но поняв истины, следуя правильному внутреннему настрою и поведению, человек достигнет нирваны (затухание, остыва­ние, распутывание паутины). Будда сравнивает нирвану с уга­сающим пламенем, не получающим поддержки. Она есть отре­чение от жажды жизни, невозмутимость, самодостаточность — полное освобождение. Вокруг этого ядра складывается фило­софско-религиозное учение. Все существует по закону причин­ности — закону зависимого возникновения (пратитья-самутпада). Ненавистью нельзя прекратить ненависть, поэтому добром надо отвечать и на добро, и на зло. Безусловно благое состоя­ние — нирвана, она выше добра и зла. Бытие Бога, души, лич­ности не абсолютно, не имеет субстанциональной основы. Ис­тинное бытие — сверхбытие-небытие, которое невыразимо в конкретных характеристиках. Оно может быть отождествлено с нирваной и великой пустотой — шуньей. Буддизм не призна­ет принципиального различия между субъектом и объектом, духом и материей. Состояния страдания и избавления от стра­даний — не только субъективны, они суть объективные реалии различных уровней. Страдание — это не только мучения, вы­зываемые желаниями, но и волнение, пульсация (вспыхивание и затухание) энергетических психофизических элементов бы­тия — дхарм. Избавление от страданий, освобождение есть од­новременно прекращение волнения дхарм. Личность, душа, Я не есть некая неразложимая целостность, это результат дей­ствия нескольких наборов дхарм, распадающихся при освобож­дении. Тогда разрушается причинная связь, приводящая к рож­дению нового существа и возобновлению страданий. Достиже­ние нирваны — не следствие благодати, а величайшее завоевание самого освобождающегося — победа над собой. Как сказано в Дхаммападе (популярном произведении из Типитаки), никакое божество не сможет «превратить у такого челове­ка победу в поражение». Основные философские школы хина­яны — вайбхашика и саутрантика, махаяны — йогачара и мадхьямика. 2. Джайнизм — индийская религия и философ­ское учение, схожие с буддийскими. Основатель — Вардхамана (VI в. до н. э.), называемый Махавира(Великий герой) и Джи­на (Победитель). Два основных направления джайнизма: дигамбары («одетые сторонами света», т. е. нагие) и шветмбары («одетые в белое»). В онтологии джайнизма дуализм сочетается с плюрализмом. Из девяти ее категорий две важней­шие — джива (живое) и аджива (неживое). Джива — вечная, живая, духовная сущность — субстанция множества отдельных душ-джив, находящихся на разных уровнях развитости и спо­собных (хотя бы потенциально) к познанию и деятельности. Аджива — сущность остальных (материальных) субстанций. К последним относятся вещество, состоящее из атомов, пространство, время и др. Изменения в мире происходят по закону кармы. В несовершенном состоянии джива связана с адживой, страдает от этой зависимости, находясь во власти сансары. Со­вершенное состояние — нирвана, мокша. Освободившиеся джи-вы поднимаются на вершину Вселенной и пребывают там в со­стоянии духовной чистоты и блаженства, сохраняя свою инди­видуальность. Правильное познание и строгое выполнение нравственных требований и предписаний ведут к освобожде­нию. Наиболее важным считается соблюдение ахимсы. 3. Локаята (чарвака) («мирская» от лока — мир). Основателем уче­ния считается легендарный мудрец Брихаспати (ок. V в. до н. э.). Произведений локаяты не сохранилось, ее идеи дошли в критическом изложении сторонников других даршан. Локаятики признают истинно существующим только то, что доступ­но чувственному восприятию, оно же признается единственно надежным источником познания. Утверждается, что каждое яв­ление есть осуществление заложенной в нем изначально собст­венной, индивидуальной природы (свабхавы). Все существую­щее, в том числе и сознание, рассматривается как результат взаимодействия материальных первоэлементов. Поэтому отвер­гается учение об Атмане, карме-сансаре, освобождении, утвер­ждается, что индивидуальное существование полностью пре­кращается со смертью, смысл жизнь — в удовольствии, особен­но — чувственном. Вульгарный материализм и сенсуализм локаяты вполне последовательно дополняется гедонизмом.

История индийской философии делится на три крупных периода. 1. Ведийский период (примерно с X по V в. до н. э.). В это время идет становление индийской философии. В неко­торых произведениях корпуса Вед, особенно в упанишадах (где представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом), появляется философская трактовка миро­воззренческих вопросов. 2. Классический или брахмано-буддийский (с V в. до н. э. по X в. н.э.). В этот период, после возникновения буддизма (ставшего впоследствии ведущим философским направлением эпохи) и джайнизма, в условиях острых философско-религиозных споров, сформировались основные классические даршаны. 3. Индуистский — с XI в. н. э. К этому времени влияние буддизма существенно ослабе­вает и философская деятельность протекает в основном в рус­ле культуры индуизма. Главными философскими направления­ми становится веданта, вобравшая в себя многие достижения других ортодоксальных даршан и буддизма, а также ньяя, все больше сосредоточивавшаяся на разработке логико-гносеологи­ческих, методологических проблем.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...