Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В чем своеобразие философии Древней Индии?



Индийскую философию отличает совокупность свойств, главные из которых: 1) автохтонность, самобытность; 2) тради­ционность; 3) религиозность; 4) спиритуалистическая направ­ленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и ду­ховному восхождению; 5) соединение рационализма (проявляю­щегося в построении сложных категориальных систем в онтологии, антропологии и гносеологии) и мистицизма; 6) единство большинства школ в определении высших целей и множественность картин мира; 7) сочетание мироутверждения (признания относительной ценности различных слоев бытия) и мироотрицания (стремление к освобождению от множествен­ности сущего, деиндивидуализации и соединению с неопреде­ленным, абсолютно благим первоначалом); 8) принятие почти всеми школами учения о трансмиграции; 9) отношение к фило­софии как к образу жизни; 10) высокий общественный статус философии и влиятельность философских идей в культуре.

Индийская философия, подобно греческой и китайской, автохтонна, т. е. возникает на собственной культурной почве. Она традиционна и самобытна, существуя тысячелетиями без серьезных воздействий иноземных идей. Истоки неисчерпае­мой мудрости видятся в далеком прошлом, которое восприни­мается больше мифологически, чем исторически: как началь­ные времена и, наряду с этим,— вневременная вечность. Сло­жившиеся в древности философские учения освящены веками и расцениваются как образцовые. Установка философов на идейную и организационную преемственность явно превосхо­дит стремление к новизне.

Своеобразие способов существования философских направ­лений, школ (даршан — видений), самих философов определя­ется прежде всего близостью форм философской и религиоз­ной деятельности в Древней Индии. Большинство даршан представляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршаны традици­онно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) — Священному слову религий брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиции Вед. Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждаю­щие). Вторую группу составляют школы неортодоксальные — настика (отрицающие), не признающие себя прямыми наслед­никами традиции Вед. Религиозность индийской философии не препятствует ее многообразию, поскольку сама религиозная жизнь страны плюралистична. Основные национальные рели­гии не имеют централизованной церковной организации, же­сткой догматики, допускают разнообразие мнений по многим важным мировоззренческим проблемам.

В философии преобладает спиритуалистическая направлен­ность — склонность к усмотрению высшего духовного начала, сосредоточению на вопросах внутреннего совершенствования. Все учение воспринимается как имеющее нравственную значи­мость, в связи с чем этика не выделяется в специальный раз­дел. Социально-политическая проблематика остается на пери­ферии философских интересов. В индийской традиции сохраня­ется характерное для всей древней философии антропоморфное миропредставление, основанное на мифологическом архетипе Человек-Вселенная. Различные философские направления дают свое видение этого универсума и моделей его последователь­ной «деконструкции», «разоблачения»: совлечения слой за сло­ем оболочек, реальность и ценность которых относительна, и постепенного приближения к нематериальной, бескачествен­ной, безусловно истинной, реальной и благой сердцевине (основе) всего сущего. Почти все даршаны принимают учение о карме-сансаре (т. е. о трансмиграции — «переселении душ») и об освобождении от телесных воплощений (мокше, нирване) как высшей цели. Задача философа — понять строение мира и человека, выявить ценность каждого из пластов существова­ния, найти путь к освобождению. Основополагающие истины, открываемые философией, имеют одновременно гносеологиче­ский, онтологический и ценностный статус.

При этом школы сильно различаются между собой в пред­ставлении философской картины мира и путей освобождения. Довольно высока степень взаимопроникновения и взаимодо­полнения воззрений, идейной терпимости в отношениях между даршанами. Распространено мнение о том, что иная, чем в данной школе, точка зрения по какой-либо проблеме право­мерна, но ее истинность и соответствующий уровень сущест­вования ниже.

Наиболее ценный способ передачи философской мудро­сти — устный (на языке священного знания — санскрите), от учителя к ученику, постепенно приобщаемого к закрытым для непосвященных первоистокам. Учеником воспринимается не только теория, но и практические жизненные ориентации, техника самосовершенствования, методы философского диа­лога и дискуссии — весь образ жизни учителя, являющийся продолжением его учения. Сердцевина наследуемого корпуса произведений — канонизированный краткий исходный текст, обычно в виде сутры (букв.: нить — предельно сжатое изло­жение основ учения), окруженный слоями комментариев. Со­держание комментариев зачастую противоречит их форме, представляя собой продукт индивидуального философского творчества.

К философии в Индии относятся с большим почтением. Ре­лигиозно-философская деятельность традиционно считается за­нятием людей высшего, жреческого сословия — брахманов. Образ древнего философа слабо индивидуализирован, близок к образу святого. Высший авторитет принадлежит философу — основателю школы — личности, как правило, легендарной. Он — персонифицированная мудрость и совершенство, его облик и сведения о жизни мифологизированы. Так, Будда (даже в имени) — вопло­щение пути к нирване и самой нирваны.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 251 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...