Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. О метафорическом толковании хорошо сказал Г.Башляр: «Метафоры не являются простыми идеализациями, которые появляются, как ракеты, чтобы вспыхнуть в небе, выказывая собственную незначительность, но, напротив, мытафоры именуются и согласовываются между собою больше, чем ощущения, до такой степени, что поэтическое сознание является чисто и просто синтаксисом метафор» (Гастон Башляр. Психоанализ огня. М.:Гнозис, 1993, с.144).
Метафора «путь»
1. См.: Владимир Волжский. Метафоры культуры // Ступени, 1992, N 3.
2. Подробнее о понятии жизненного пути человека см. в моих работах: Смирнов В.И. Жизненный путь человека. Л.:Изд. ин-та им.И.Е.Репина. 1989; Владимир Волжский. Основания синтетической теории человека. СПб.:Ступени, 1997.
3. Дао дэ цзин, 1.
4. См.: Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.
5. Не случайно ведь мы, когда хотим выразить истинное положение дел, высказываемся так: "по-настоящему это то-то...", "настоящий человек...", "настоящее качество..." и т.п.
6. О различении морали и нравственности см. мою работу: Смирнов В.И. Мораль и нравственность // Проблемы этики и эстетики в художественном ВУЗе: методологические и методические вопросы". СПб.:Изд Ин-та им.И.Е.Репина 1992 г.
7. Приведем, для примера, стихотворение пятого патриарха секты чань в древнем Китае: "Сердце наше и есть древо Бодхи, / А тело – подставка светлого зеркала. / Светлое зеркало изначально чисто. / И где же может оно загрязниться пылью [мирской]?" (Цит. по: Завадская Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. М.:Искусство, 1975, с.310).
8. Четерехчастность (или кватерность, по Юнгу) действительно является архетипом. После того, как построил в свое время эту схему, я натолкнулся на интересное высказывание Юнга: "Кватерность является архетипом почти всеобщего распространения. Она образует логическую основу для любого целостного суждения. Желая воспроизвести суждение подобного рода, неизбежно попадаешь в выражение черехчастности... По-видимому, существуют также и четыре аспекта психологической ориентации... Для определения самих себя нам необходимо действие, которое устанавливает, что имеется нечто (ощущение); затем другое действие, которое устанавливает, что есть нечто (мышление); третье действие или функция утвеждает: подходит нам это действие или нет, желаем мы принять это нечто или нет (эмоции и чувства); наконец четвертая функция определяет источник нечто и его направление (интуиция). Когда эти действия осуществлены, сказать больше нечего... Идеал завершенности есть круг или сфера, но ее минимальное естественное членение – кватерность" (См.: Jung C.G. Collected Works. V.11, L., 1959, p.167). Мы соглашаемся с кватерностью и с кругом, но не с психологическими выкладкими, за которыми, как видно из его работ, не стоит эксперимент или даже простое наблюдение. С творчеством не все так просто.
9. Странное поветрие, пришедшее к нам с Запада через Хайдеггера, толковать бытие как присутствие. Для русского типа философствования это звучит как нонсенс.
Метафора «Мы-Я»
1. Эта достаточно расхожая точка зрения отражена в Краткой философской энциклопедии (М.:Прогресс, 1994, с.406). Вообще же данная работа не преследует сугубо учебных целей, поэтому не ставит своей задачей поименно разбирать точки зрения.
2. Например, способность к творчеству (См.: Словарь по этике. М.:Политиздат, 1981, с.298).
3. Не случайно этимологически слово "свобода" связано с такими понятиями, как свой, собственный, себя, собою. Одновременно оно связано и с такими понятиями, как свойство, существо, лицо (в смысле Я), общество (в смысле Мы) (См.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка, т.2. М.:Русский язык. 1993, с.148-149).
4. Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.1. М.:Госполитиздат. 1955, с.203.
5. Там же, с.204.
Меиафора «свет и тьма»
1. «Если огонь, феномен по своей сути довольно редкий и исключительный, был воспринят как стихия, создающая Вселенную, то не от того ли это, что он есть стихия мысли, избирательное начало для мечтания», – Гастон Башляр (Психоанализ огня, с,29).
2. См.: Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М.:Владос, 1996, с.240.
3. Примеры а анализ см. у Г.Башляра. Различные ритуалы возжигания огня указывают на преобразовательную силу огня, что символизирует преображение вещества и поля для получения более тонких энергий.
4. См. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.:Наука, 1978.
Метафора «зеркало»
1. Кэнко-Хоси. Записки от скуки. М.: Наука, 1970, с.155.
2. Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1980, с.217-221.
3. Feuerbach L. Gesammelte Werke. Bd. 8. B., 1969, s.194.
4. См.: Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988, с.185-186.
5. См.: Гильде В. Зеркальный мир. М.: Мир, 1982, с.35.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………….………………………………………………………3
Введение …………………………………………………………………………..4
Гл.1. Представления о творчестве в мифологии………………………………..6
§ 1. Анализ теокосмогоний…………………………………………………….…7
§ 2. Шаманское действо как творческий акт ………………….………………11
Гл.2. Античные теории творчества……………………………………………..26
§ 1. Платон……………………..…………………………………………………26
§ 2. Аристотель………………………………………………………………..…38
Гл.3. Александрийцы о творчестве……………………………………………..50
§ 1. Гностическая версия творчества…….……………………………………..50
§ 2. Плотин………………………..……………………………………………...59
Г.л.4. Христианские подходы и учения………………………………………...67
§ 1. Ориген – между христианством и язычеством……………………………67
§ 2. Псевдо-Дионисий…………………………………………………………...77
§ 3. Православное учение о творчестве………………………………………...81
Гл.5. Концепции творчества в русской философии……………………….…..87
§ 1. Н.А. Бердяев…………………………………………………………………87
§ 2. С.Н. Булгаков………………………………………………………………..91
§ 3. Н.О. Лосский…………………………………………………………..……93
§ 4. И.И. Лапшин………………………………………………………………...98
Гл.6. Учение о творчестве в немецкой классической философии…………100
§ 1. И. Кант……………………………………………………………………...100
§ 2. И.Г. Фихте………………………………………………………………….106
§ 3. Ф.В. Шеллинг………………………………………………….…………...113
§ 4. Г.В.Ф. Гегель……………………………………………………………….118
Гл.7. Творчество в метафорическом прочтении …………………………….125
§ 1. Метафора «Путь»………………………………………………………….125
§ 2. Метафора «Мы и Я»...…………………………………………………….131
§ 3. Метафора «Ядение»…..……………………………………………….…..135
§ 4. Метафора «Свет и тьма»………………………………………………….136
§ 5. Метафора «Смерть»………………………………………………………137
§ 6. Метаофра «Зеркало»………………………………………………………139
Гл.8. Образ во творчестве……………………………………………………..141
Заключение..…………………………………...………………………………149
Примечания…………………………………………………………………….150
Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 333 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!