Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 4. Христианские подходы и учения



Ориген

1 Среди исследований по гностицизму можно указать следующие работы: Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961;Он же, Тексты Кумрана. М., 1971; Апокрифы ранних христиан. М., 1987. Жебелев С.А. Евангелия канонические и апокрифические. Прг., 1919; Иванцов-Платонов А.М. Ереси и расколы первых трех веков христианства, ч.1. М., 1877; Изречения египетских отцов. М., 1993. Йонас Г. Гностицизм. СПб., 1998; Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Ориген. Против Цельса. Казань, 1912. Памятники древней христианской письменности, т.1-2. М., 1860; Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1933; Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианства над ним. Киев, 1912; Ранние отцы церкви. Брюссель, 1988. Ранович А. Первоисточники по истории античного христианства. Античные критики христианства. М., 1991. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979; Хосроев А.Л. Александрийское христианство по данным текстов из Наг-Хаммади. М., 1991. Hennecke E. New Testament Apocripha. L., 1969; Preuschen E. Antilegomena. Gieszen, 1905.

5 Ириней. Против ересей. I. 2,53 // Сочинения св.Иринея, епископа Лионского, жившего во II в. В рус. пер. свящ. П.Преображенского. М.,1900.

6 Основное сочинение Ипполита, направленное против гностиков «Philosophumena». См.: PG, t. 16. См. также: Сочинения древних христианских апологетов. М., 1867.

7 Заметим, что Плотин употребляет греческий термин Rein – течь, литься.

8 См.: Св. Иустин – философ и мученик. Творения. М., 1995, с.51.

9 Некоторые исследователи толкуют это место как творение из ничего (ex nihil). Например, Л.П.Карсавин (В «Глубины сатанинские»). Отметим, что эманация слишком отдаленно напоминает привычный акт творения.

10 Апокриф Иоанна // Гностики, или «о лжеименном знании», Киев, 1996, с.250.

Творчество в православии

1. Иоанн Дамаскин. Полное собрание творений, т.1. СПб., 1913, с.173. Хочется сразу отметить, что уже в древности существовала путаница вокруг греческих омонимов gennesis (рождение) и genesis (творение). В частности, смешивая эти термины, Арий превращал Сына в творение.

2. Там же.

3. См., например, Кирилл Александрийский (Thes. Assert. 34; Dial. 2 De Trin, 7); Григорий Нисский, (orat. 1, 3).

4. См.: Василий Великий. Lib. V Cont. Eunom; De Spiritu sancto, 7.

5. Orat. 13 et 35.

6. См., напр, Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с.211.

7. Творения святых отцов в русском переводе, ч.VI. М., 1844, с.150.

8. Григорий Палама. Триады. III, 1, 24.

9. Там же.

10. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992, с.170. В латинском греческое энергия передается как operatio, aktio, aktus. Первое обычно обозначает движение, второе – начало движения или повеление со стороны воли, третье – окончание действия.

11. Полн. собр. творений, ч.1, с.185.

12. Лосский В.Н. Очерк…, с.58.

13. Точное изложение…, с.171.

14. Творения святых отцов в русском переводе, ч.III. М., 1844, с.234.

15. Полн. собр. твор., ч.1, с.164.

16. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… с.109.

17. Там же, с.105.

18. Добротолюбие, т.5. М., 1900, с.184-185.

19. Творения святых отцов…, ч.III, с.226.

20. Добротолюбие, т.5. М., 1900, с.49.

21. «Как в человеке есть ум, слово и дух; и ни ум не бывает без слов, ни слово без духа, но всегда суть друг в друге и сами по себе. Ум говорит посредством слова, и слово проявляется посредством духа. По сему примеру человек носит слабый образ неизреченной и началообразной Троицы, показывая и в сем по образу Божию создание» (Добротолюбие, т.5, с.186).

22. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, с.151.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 207 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...