Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Пойди туда, не знаю куда



Пойди туда, не знаю куда.

Найди то, не знаю что.

(Из сказки)

В заключении обычно принято подводить итогии исследования. Какие же итоги можно подвести данному исследованию? Этот не праздный вопрос встает во всю силу, когда его ставишь в контексте вопроса: что есть философия творчества? Добавим сюда еще ряд вопрошаний: каковы онтологические, гносеологические и антропологические предпосылки творчества. Более того, что вообще следует понимать под творчеством?

Последний вопрос вообще ставит под сомнение все исследование: возможно ли не зная предмета исследовать его? Нельзя скрывать, что автор находился в весьма щекотливом положении. Но именно это обстоятельство побудило автора взяться за тему творчества.

Благодаря такому дерзновению удалось выяснить следующее. Во-первых, построение философии творчества возможно. Во-вторых, такое построение (конструирование) возможно только как творческое построение, т.е. творческое развертывание идеи творчества. В-третьих, предметное развертывание предстает как развертывание сознания самим сознанием. В-четвертых, подобное развертывание беспредпосылочно, т.е. творцу идеи творчества не удастся запастись заведомо общепринятой дефиницией творчества. Она может объявиться (или нет) только в конце пути. В-пятых, представленные модели философии творчества, в целом сходные в оценке творчества как развоплощении сознания, не ответили на два важных вопроса. Первый (указан во введении) касается источника творчества. Второй вопрос ведет нас в непроясненность механизма творчества. Я имею в виду соотношение между целым и частью: только ли неиное является непрерывным побудителем всего процесса, или же части обладают полнотой творческого побуждения?

Метафорическое прочтение творчества, представленное здесь, скорее указывает на необходимость выработки нового языка философии творчества для описания и объяснения самого этого феномена. Ясно, что здесь не может быть ни отдельной онтологии творчества, ни отдельной гносеологии творчества, ни отдельного учения о творческом методе. Построение философии творчества требует синтетического подхода, где экспликация сознания выступает как самовыражение.

В данном исследовании представлены подобные примеры. Их можно условно разбить на три группы. Одна группа собирательная (гностики, православие). Это сводная реконструкция взглядов. Вторая группа – ярко выраженная установка на предпосылочность творческого начала, когда оно просто постулируется (Фихте, Плотин). Третью группу следует определить как беспредпосылочное самотворение сознания (шаманизм, Гегель), Есть не столь ярко выраженные случаи (Платон, Аристотель). Следует еще раз подчеркнуть, что такое разделение достаточно условно. Более того, практически у каждого более или менее крупного философа рассматриваются вопросы творчества.

Что же касается автора данной книги, то пристальный интерес к вопросам творчества побудил его радикально пересмотреть понятие сознания, а в связи с этим и понятие человека. Если считать, что названные темы являются ключевыми в философии, то сам собой напрашивается вопрос о новациях в самой философии. Именно этому поледнему вопросу и намерен автор посвятить следующую книгу.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 237 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...