Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

И.И.Лапшин



Среди русских философов только И.И.Лапшин написал специальный труд по философии творчества под названием «Философия изобретения и изобретение в философии» (1922 г.)47. Будучи учеником и последователем неокантианца А.И.Введенского, Лапшин склонен к позитивизму. С его точки зрения, философия есть наука, правда, не совпадающая по своему содержанию с положительными науками. Солидализируясь с позитивистами, он отвергал метафизику. По его собственным словам, ему присущ «абсолютный скептицизм в области метафизики» (с.339).

Изобретение и творчество для Лапшина являются синонимами. Он противопоставляет изобретение открытию. По его мнению, в изобретении «подчеркивается творческий активный момент человеческой мысли (изобретательность ума)» (с.31). Выделяя особенности философского, художественного и научного творчества, Лапшин утверждает, что механизм его во всех трех направлениях одинаков. Поэтому, определяя философское творчество, он, фактически определяет и художественное и научное типы творчества. Сущность творчества определяется им так: «Философское творчество есть одушевляемая пафосом бескорыстная пытливость человеческого духа в стремлении к установке наиболее адекватного действительности понятия и предвосхищению наиболее высокого и действенного социального идеала путем достижения совершенной полноты, широты и глубины знаний, образующих органическое единство и выраженных в ясной и внушительной форме» (с.297-298).

Это определение имеет сугубо гносеологическую направленность с установкой на задачи социума. Здесь социальный идеал не зависит прямо от нравственности, права, экономики, а только от полноты, широты и глубины знаний. Наиболее туманной является ключевая фраза «одушевленная пытливость духа». А ведь именно это туманное выражение и составляет сущность философии творчества. Кстати заметим, что в конце определения автор вводит требование ясности выражения.

В работе «Художественное творчество» он пишет о том, что в принципе существуют два подхода в теории творчества: интеллектуалистский и мистический, которые, в свою очередь, имеют субъективную и объективную разновидности. В работе «Философия изобретения» он вводит другой критерий систематизации теорий творчества – категории модальности. Аподиктическому моменту свойственен рационализм, ассерторическому – эмпиризм, проблематическому – мистицизм, Автор полагает, что необходим гармонический синтез этих трех видов теорий творчества. Но сам он не делает этого. Что касается механизма творчества, то в текстах Лапшина находим не столько его описания, сколько значительное многообразие различных влияний на вторчество и еще больше примеров. К собственно механизму может быть отнесено творческой воображение, творческая мысль и творческая воля. Творческая фантазия строится на принципе ассоциаций, а это связано с работой памяти. Фантазирование непреднамеренно по природе. Оно проявляется наяву (мечта) и во сне (грезы). Для творческой мысли характерен, прежде всего, дух отрицания. Но для рационального изобретения необходимо обладать ясными и отчетливыми понятиями, комбинационной способностью творческого воображения и логической остротой.

В творческой воле Лапшин выделяет интеллектуальные процессы (накопление запаса знаний, изобретательность, систематичность мышления), двигательные акты (сноровка, ловкость, мастерство) и аффективные наклонности (чуткость, проницательность, чувство целостной коцепции).

Вообще же, память, воображение, мысль, воля рассмотрены Лапшиным с психологической точки зрения. Иначе и не могло быть, учитывая его негативизм по отношению к метафизике. Парадоксально, но среди требований к построению философии творчества он выделяет следующее: «Вся работа должна быть освещена единой руководящей философской идеей» (с.338), Но именно это-то и отсутствует в его философии творчества.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...