Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Н.О.Лосский



Наиболее значительные труды созданы были Лосским в России. Среди них можно выделить «Обоснование интуитивизма» (СПб., 1906), «Мир как органическое целое» (М., 1917), «Основные вопросы гносеологии» (М., 1919), «Логика» (М., 1922). За границей им написано много работ, в которых он развивает и уточняет сказанное в упомянутых трудах. В.В.Зеньковский в своем труде по истории русской философии называет его неолейбницианцем. Сам же Лосский объявляет себя интуитивистом. Иногда, правда, – идеал-реалистом.

В работе «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция»23 Лосский вспоминает как мучительно искал «руководящую идею» для построения системы, пока, наконец, у него не «блеснула мысль, что все имманентно всему». Данный принцип он и положил в качестве онтологического основания своей системы. Этот принцип отличается от такового в системе Лейбница, согласно которому монады, хотя и являются зеркалом вселенной, однако самозамкнуты, т.е. «не имеют ни окон, ни дверей».

В учении о бытии Лосский выделяет два вида бытия: идеальное и реальное. Идеальное бытие приоритетно. Только на основе его реальное бытие может иметь организованный характер. Вместе с тем, оба вида бытия между собою связаны, а мир представляется как органическое целое.

Выше идеального и реального бытия находится абсолютное бытие. Это сверхбытие по-другому автор называет царством Духа. Абсолютное бытие выступает в качестве причины мира. Однако причинение здесь отличается от причинного отношения в мире, где оно частично. В мире причинное действие не полностью переходит от основания к следствию, тогда как в абсолютном бытии «никакая часть основания не перекочевывает в состав действия»24. Абсолютное бытие внепространственно и вневременно, т.е. оно бесконечно и вечно. Оно есть царство гармонии, или, по-другому, «подлинное царство Божие»25. В этом царстве множественность проявляется идеальными отличиями одной части от другой. Здесь каждая часть существует для целого, а целое существует для каждой части. Более того, каждая часть здесь есть целое. Таким образом, абсолютное бытие – вполне совершенный организм.

Абсолютное бытие деятельно. Но его деятельность отличается от всех видов деятельности в мире тем, что здесь нет потерь, нащупываний, лишений и незаполненности. Здесь нет никаких изменений связанных с прошлым. Это – вечное теперь. С пространственной же точки зрения абсолютное бытие обладает бесконечным числом измерений. Оно есть цель для себя. Оно совершенно в том смысле, что его жизнь есть совершенное Добро и Красота.

Однако царство Божие не есть сам Бог. Оно сотворено Богом из ничего, т.е. оно сотворено «как совершенно новое бытие, иное чем он сам»26. Здесь Лосский, хотя и не соглашается с теорией эманации Плотина, все же сталкивается с той же проблемой – онтологическим отношением между Богом и Божьим царством (царством Духа). При описании бытия Бога он отсылает к негативной теологии, считая бытие Бога совершенно непознаваемым и трансцендентным. В то же время он утверждает, что возможно восстановить онтологическое доказательство бытия Бога, если избавиться от психологизма. Этому может способствовать интуитивизм. Правда, такого доказательства в его трудах не представлено. Есть только отсылки к мистическим практикам людей, имеющих к этому способности. Отношение Бога и мира не есть пантеизм, но «сохраняет поэтический характер пантеизма»27.

Вслед за бытием царства Божия (духовным бытием) Лосский выделяет идеальное бытие в платоновском смысле. Оно не имеет ни пространственного, ни временного характера и включает в себя содержание общих понятий таких отношений как связь между качеством и его носителем, количественные формы и отношения (число, единство, множество и др.). Лосский определяет идеальное бытие так: «Всякое бытие, преодолевающее разрозненность пространства и времени, условимся называть идеальным, следуя терминологии Платона, впервые открывшего царство идей»28. Если духовное бытие (металогическое бытие) является объектом мистической интуиции, то идеальное бытие является объектом интеллектуальной интуиции.

Реальное бытие может возникнуть и получить систематический характер только на основе идеального бытия. Реальное бытие является объектом чувственной интуиции. Это бытие Лосский называет душевно-материальным царством. Если в царстве духа время имеет только положительное значение, то в душевно-материальном царстве (царстве вражды) время положительно-отрицательное. Здесь царит смерть. Основной источник смерти самоосуждение, самоотрицание, невозможность быть последовательным в своем поведении. Вторым источником смерти является наличие противоборствующих противоположностей. И третьим – отпадение переживаемого в область прошлого. Главной же причиной наличия смерти в царстве вражды является деятельность для себя. Всякая субстанция царства вражды называется Лосским душою, а соответствующие ей материальные процессы – телом. «Смерть есть обособление души не от своего непосредственного тела, а от тел других субстанций, которые находились с нею в особенно тесной связи»29.

Для того, чтобы показать взаимодействие указанных трех сфер бытия, Лосский использует понятия «конкретный» и «абстрактный»: «Слово конкретный означает «сращенный», а словом абстрактный (отвлеченный) обозначается то, что мысленно извлечено из конкретного, т.е. из сращения»30. Конкретное бытие есть индивидуальное целое. Конкретное приоритетно перед отвлеченным. Следовательно, индивидуальное приоритетно перед общим (видовым, родовым, законами и правилами). В таком миропонимании идея жизни мыслится как творческая активность. В связи с идеей приоритетности индивидуального, облеченного творческой активностью Лосский разрабатывает концепцию субстанциального деятеля.

Перечисленные выше виды бытия и то, как они интерпретированы у Лосского, оставляют много вопросов и даже сомнений, о чем указывали в свое время его критики. Это связано, прежде всего, с нечеткостью определений. Так, в ряде работ выделяется только идеальное и реальное бытие. В других работах затрагивается абсолютное бытие и духовное бытие. В одной из работ31 материя рассматривается почти как самостоятельный вид бытия. Главной причиной такого разночтения у автора является слабая проработанность самого понятия бытия. В его трактатах есть, например, такие пассажи: «Объективная сторона знания может принадлежать к любому царству бытия (идеальному, реальному, материальному, психическому и т.п.)»32. По-видимому, вид и царство для автора синонимы. Если так, то видов бытия множество, о чем говорит «и т.п.».

Как бы то ни было, но учение о субстанциальном деятеле является объединяющим началом, позволяющим реализоваться принципу «все имманентно всему». Лосский не скрывает, что его учение является вариантом учения Лейбница о монадах. Субстанциальный деятель – это единица бытия, обладающая двумя важнейшими параметрами: индивидуальностью и творчеством. В работе «Бог и мировое зло»33 философ утверждает, что Бог творит субстанциальных деятелей неопределенными, наделяя, однако, необходимыми для осмысленной жизнедеятельности свойствами. Далее, в процессе творческой эволюции субстанциальные деятели сами вырабатывают различные виды жизни. Поскольку же Бог творит только личности, то изначально субстанциальные деятели являются лишь потенциями личности. Здесь, в начале своего пути они находятся, по выражению автора, «на пороге бытия». На этом пороге они уже обладают свободой выбора. Одни из них выбирают жизнь в Боге и образуют царство Духа, другие эволюционируют. Главное их сходство состоит в действовании: «Везде, где есть действование, где есть временной процесс, источником его служит субстанциальный деятель: в основе чувств, желаний находится какое-либо я, в основе материальных притяжений, отталкиваний, движений – электрон или какой-нибудь другой деятель, подобный электрону, и т.п.»34. В то же время субстанциальный деятель является сверхвременным: «Только личность, действительная или возможная, т.е. только субстанциальный деятель, может быть причиною события; только субстанциальный деятель обладает творческою силою»35.

Вне царства Божия субстанциальные деятели утверждают свою самость и в результате вступают в борьбу, творя себя как частичное бытие. Полная эволюция субстанциального деятеля заканчивается человеком. Однако эволюция не есть прямой путь. Возможны падаения и движения вспять. Лосский в связи с этим придерживается учения о перевоплощении душ. Но и это, по-видимому, предопределено: «Все эти действования, все реальные процессы имеют оформленный характер, они осуществляются сообразно идеальным принципам»36. Но эти принципы находятся в самих субстанциальных деятелях.

Мир в целом представляет собой совокупность субстанциальных деятелей. Поскольку субстанциальные деятели не могут утратить своей сверхвременной природы, то мир не впадает в хаос. Повсюду проявляется «отвлеченный Логос», который раньше называли Мировой душой, упорядочивающий этот мир. Единство мира обеспечивается тождественностью (консубстанциальностью) всех субстанциальных деятелей. Консубстанциальность может быть абстрактной и конкретной. Первая есть условие космического процесса, т.е. осуществления в нем абсолютных ценностей. При этом ценность, по Лосскому, есть единство существования и смысла. Всеобъемлющая абсолютная ценность – это абсолютная полнота жизни, которая достигается благодаря единодушию всех субстанциальных деятелей. Это единодушие, построенное на любви, интуиции, объединяющем общении, Лосский называет конкретной консубстанциальностью. Однако он склонен к тому, что сам называет иерархическим персонализмом. Приведем обширное извлечение из его работы: «Заключительные формы такой консубстанциальности возникают тогда, когда группа деятелей подчиняет себя одному деятелю, стоящему на более высоком уровне равития, и становится его органом. В результате этого возникает такая иерархия единств, как атом, молекула, кристалл, одноклеточный организм, многоклеточный организм, общность организмов, подобно пчелам или гнезду термитов; в сфере человеческой жизни существуют нации и человечество как целое; далее существует наша планета, солнечная система, вселенная»37. В основе такой иерархизации лежит унификация. Благодаря ей и добровольному подчинению лидеру осуществляется единство мира. В этом втором обосновании единства мира (оно не гармонирует с теорией единодушия) мир предстает как единый организм (органическое целое).

Вопрос о творчестве в русской философии стыка веков занимал такое видное место, что обойти его мало кому удавалось. Кроме философов этим вопросом занимались психологи, деятели искусства, инженеры, педагоги. Количество публикаций на данную тему поражает воображение даже сегодня. В системе Лосского эта тема – одна из ключевых.

Согласно Лосскому, творческой способностью обладают только субстанциальные деятели. Мир сам по себе лишен возможности к самотворению. Теорию творчества Лосского можно назвать целесообразной. Субстанциальный деятель «творит событие, стремясь к какой-либо ценной с его точки зрения цели»38. Субстанциальный деятель выступает истинной причиной события. При этом среди условий возникновения событий выделятся причины и поводы. «Причиною, в точном смысле слова, мы называем только сверхвременного субстанциального деятеля и творческую силу его, посредством которой он созидает, порождает, вводит в состав реального бытия событие»39. Все остальные условия для возникновения события называются поводами. Разница между причиной и поводом заключается в том, что в причине деятель и действие неразрывно связаны. Эту связь Лосский называет «спайкой» и «сплошностью». У поводов наличествует разрыв и расстояние.

Субстанциальные деятели обладают способностью самотворения. Поскольку «творческий акт по самому смыслу своему есть нечто индивидуальное, неповторимое»40, творчество прямо увязывается со свободой. Автор выделяет два вида свободы: отрицательную и положительную. Отрицательная свобода – это «свобода от». В работе «Свобода воли» Лосский перечисляет условия, от которых может быть свободен субстанциальный деятель: от внешнего мира, от своего тела, от своего характера, от своего прошлого, от законов времени, от Бога. Положительная свобода – «свобода для». Это свобода для стяжания высших ценностей, наивысшей из которых является полнота жизни.

С этими двумя видами свободы связаны другие два: формальная и материальная. Формальная свобода означает, что в каждом отдельном случае субстанциальный деятель может воздержаться от кокретного действия и заменить его другим. Формальная свобода абсолютна, т.е. не может быть утрачена ни при каких обстоятельствах. Материальная свобода означает определенную степень творческой силы, или, по-другому, то, что субстанциальный деятель способен творить. Она может убывать (при духовной деградации) или возрастать (при совместном творчестве в царстве Божием). Продвижение вверх длительно и полно случайностей. Каждый шаг вперед есть открытие или изобретение, дающее лишь бесконечно малое расширение жизни в сравнении с бесконечною полнотою ее, доступную членам Царства Божия»41. Такое продвижение есть отказ от использования безграничной формальной свободы, бесповоротный выбор добра.

Лосский пишет также о духовном творчестве и душевном. К духовному творчеству он относит святость, нравственное добро, открытие истины, художественное творчество. К душевному творчеству относится деятельность в непространственной стороне бытия, связанная с себялюбием.

Большое значение для понимания творчества у Лосского имеет эстетическое учение о красоте. Красота – это ценность. «Всякая духовная деятельность, религиозная, нравственная, художественная, научная, социально творческая и т.п., поскольку она совершенная, имеет ценность красоты»42, – пишет философ. Он спорит с Гегелем, согласно которому красота в искусстве выше, чем красота в природе. По Лосскому, более совершенные духи, чем люди, могут создавать более совершенную красоту. И вообще красота отражает реальную (объективную) сторону предмета, а не субъективную. При этом, что очень важно, к прекрасному относится неповторимое. Лосский резко критикует теорию типологического толкования прекрасного.

Поскольку каждый субстанциальный деятель действует целесообразно, то всякий творческий акт начинается с внутреннего переживания и завершается внешним пространственным выражением внутренней жизни. Но красота не есть средство для достижения цели. Она самоценна. Это – «ценность конкретного целого, в котором имеется и сторона духовности или душевности, и сторона телесности»43

В жизни человека высшей ступенью красоты является индивидуальность: «В действительности подлинно индивидуально есть и самое живое, и вместе с тем самое значительное, абсолютно ценное, то единственное, что может быть сотворено только данной личностью для обогащения мирового бытия ко благу всех существ»44.

В художественном творчестве красота сама по себе не может быть целью великого художника. Первостепенный интерес великого художника есть установка не на красоту, а на мировой смысл, конкретно осуществленный. Поэтому красота великого произведения есть неожиданная награда, следствие величия темы. Искусство великих, поскольку оно содействует творению абсолютных ценностей, Лосский называет «теургией». «Этим термином следует обозначить, - пишет он, - нормальную эволюцию, т.е. то развитие личности, которое совершается согласно нормам воли Божией и возводит к порогу Царства Божия»45. В царстве Божием Истина, Добро и Красота совпадают как части органического целого.

Такова онтологическая концепция Н.О.Лосского, который, по словам историка русской философии В.В.Зеньковского, «едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова»46.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 332 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...