Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творение



Нетварные энергии являются границей и переходом между божественным и тварным. Тварный мир создан Богом благодаря божественным энергиям. До акта творения они существовали. Но сам акт творения устанавливает новое отношение – отношение между Богом и тем, что не есть Бог. Именно энергии по воле Божией из небытия приводят мир к бытию. При этом, как утверждает Иоанн Дамаскин, энергия та же и в возможности и в действительности13. Через акт творения Бог, по Иоанну Дамаскину, «дает место», т.е. создает тварное пространство и время. Это не самобытие Бога, ибо Он обладает полнотой бытия, а Его инобытие, которое не есть Он сам. Он не развоплощается в этом мире, но присутствует в нем через энергии.

В Троице каждое лицо в акте творения имеет свою функцию. Василий Великий видит это так: «В творении же их представляй первоначальную причину сотворенного – Отца, причину зиждительную – Сына и причину совершительную – Духа; так что служебные духи имеют бытие по воле Отца, приводятся в бытие действием Сына и совершаются в бытии присутствием Духа»14. Служебные духи – ангелы – создаются первыми. Но сами они не способны самостоятельно творить. Творит только Бог, причем творит мыслью. «Он созерцал все вещи прежде бытия их от вечности, – пишет Иоанн Дамаскин, – представляя в уме Своем; и каждая вещь получает бытие свое в определенное время соответственно Его вечной волящей мысли, которая есть предопределение (proorismos), образ (eikon) и план (paradeigma)»15.

В целом творческий процесс проходит следующим образом. Волящая мысль Троицы предопределила бытие мира в качестве плана, где каждый фрагмент бытия мира представлен в виде образа. Благодаря нетварным энергиям эти образы опространствуются и овременяются. Приведение в бытие Сыном не нарушает полноты бытия Самого Бога. Иначе говоря, мир существует по природе вне Бога, но, как говорит Иоанн Дамаскин, не по месту. Этот мир является божьим миром, ибо в нем вечно присутствует Св.Дух. Благодаря Его исхождению все в мире освящается. И все-таки надо отметить, что благодать принадлежит всем лицам пресвятой Троицы в одинаковой степени.

Опространствование проходит следующим образом. Отцы церкви истолковывают понятие места. Место в аристотелевской традиции понимается как то, что имеет границу, т.е. то, что ограничено. Такое определение может быть отнесено к телесности, но не к духовности. «Бог, будучи невещественным и неописуемым, не находится в месте. Ибо Он Сам – место Себя Самого, все исполняя и будучи выше всего, и Сам содержа все»16. Поскольку Он неограничен, то, если и применять к Нему понятие места, то лишь в том значении, в каком нечто проявляется. Иначе говоря, Его место – это место Его проявления. Но не в смысле ограничения. Иначе бы Он проявлялся путем смешивания с тем, в чем проявляется. Другими словами, его проявление следует понимать как создание места. Создание места есть повеление быть. Этот первичный акт не несет в себе формы, ибо Троица не имеет формы.

В оформлении места, т.е. собственно опространстовании бытия принимает участие Логос (так отцы церкви называют Сына применительно к творению) и Св.Дух. Первый творит волю Отца через призыв быть и тем самым определяет статус (модус бытия), т.е. онтологическую конкретность. Св.Дух сообщает совершенство по критериям добра и красоты. В результате этого двойного действия происходит ограничение бытия всякой твари, ее опространствование.

Духа также называют животворящим (в Символе веры). Животворение означает движение во времени, оформление в качестве временения. Временение – это полагание начала и конца. Здесь так же как и в случае с опространствованием имеет место различение между жизнью в ее истине и жизнью того, что живет. «Бог – причина и начало всего; сущность того, что существует; жизнь того, что живет; разум того, что разумно»17, – пишет Иоанн Дамаскин. Бог – податель жизни. Именно так его и толкуют православные. В таком случае здесь встает вопрос о формах жизни, об их разнообразии. Отвечая на подобный вопрос, можно сказать, что модус бытия – это соответствие формы пространства форме жизни, тварной природы и тварной энергии.

Как уже сказано, Бог проявляется везде и всюду, не смешиваясь с тем, в чем проявляется. Из этого утверждения легко сделать вывод о разрыве между сущностью и явлением. Даже если принять версию, что такого разрыва нет (на этом основывается теория чуда – товматология), но тем не менее вопрос остается как перерастающий в вопрос: почему проявление имело место здесь и теперь. Отчасти ответ сводится к смыслосодержанию всякого формообразования. Бога называют смыслом смыслов, эоном эонов, Логосом логосов. Волящая мысль Троицы через Логос придает смысл всякой твари (и в значении мысли, и в значении слова). Григорий Синаит пишет так: «Вместо книги имеет он духа, вместо пера – мысль и язык, вместо чернил – свет. Погружая мысль в свет и светом ее соделывая, начертает он Духом словеса в чистых сердцах слушающих»18. Ум – Отец, Слово – Сын, Дух – СВ.Дух. Эта аналогия с человеком показывает «механизм» творения. Каждая вещь имеет свой собственный логос, определяющий смысл ее бытия. Этот логос она получает через посредство невидимого мира, который был создан прежде видимого. Невидимый мир споспешествует Создателю.

Создавая мир, Бог мыслит его, тем самым удерживая его в своей воле. Мысли эти соответствуют парадигме (замыслу). Выступая вовне себя, они есть образ способный воплотиться в качестве вещи. Эти образы динамичны. Хотя в них коренятся смыслы вещей, они не могут быть истолкованы субстанциально. Иначе пришлось бы, подобно Августину и Фоме удвоить мир, т.е. оказаться близкими платонизму.

Удержание мира – есть залог его единства. Осуществляется это через механизм обожения. Нетварные энергии, или по Григорию Паламе – Божественность низшая (hyfeimene theotes), ниспосылаются в качестве проявительных энергий. В Троице Отец – обладатель проявительного свойства, Сын – проявление Отца, Св.Дух – Тот, кто проявляет. Именно через Св.Духа осуществляется дарение благодати нетварных энергий, которые создают тварные сущности и энергии, причастные этой благодати. Через сошествие Св.Духа Троица находится везде, дает всему обожение, сообщая нетварные энергии.

Троица в православии не обладает сущностным определением творца. Т.е. она могла бы и не быть творцом. Причина творческого акта нам совершенно не ведома. В этом состоит радикальное различие православного и оригеновского толкований творца. С нашей несовершенной тварной точки зрения творение представляется как акт откровения. Троица через творение открывает себя. Но кому? Идея зеркальности неприемлема в православии. Бог обладает совершенной полнотой знания себя. Согласно Григорию богослову откровение дается тварному миру: ангелам и человеку. Ибо Бог есть первый свет, ангелы – второй, а человек – третий. Светом человек называется за то, что озарен первообразным Светом19.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 313 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...