Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Человек-творец



Как уже сказано, ангелы не способны самостоятельно творить, они лишь споспешествуют творению. Способность к творчеству есть только у человека. «Бог от начала сотворил два мира, видимый и невидимый, и царя над видимым, который носит в себе характеристические черты обоих миров – одного в своей видимой части, а другого в части мысленной, – в теле и душе»20, – пишет Симеон новый Богослов. Тело и душа сотворены в одно время. Человек как царь видимого мира не только властвует, но и управляет. Именно благодаря своей двойной природе он способен преобразовывать мир. Его душа является слабым подобием Троицы – она носит в себе ум, слово и дух21. Человек создан по образу и подобию Божию, «ибо выражение по образу обозначает разумное и одаренное свободою волею; выражение же по подобию обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно»22.

Человек наделен свободой воли. И благодаря этому может самостоятельно осуществлять творческие акты. Однако соответственно божественному замыслу его творчество есть соработничество у Бога, ибо, созданный по подобию, он может в своем творчестве лишь уподобляться Богу. Является ли такое творчество исполнением или подражанием? Ни тем, ни другим оно не является. Соработничество есть посильное самостоятельное творчество, преследующее одну цель – домостроительное благоустроение. Такое благоустроение возможно только через обожение человека, т.е. соединение с обоживающей благодатью. Практически это энергийное соединение, когда человек обретет нетварную энергию. Это и есть преображение тварного в нетварное.

Таким образом, обожение следует понимать, с одной стороны, как дарование благодати, с другой, как стяжание благодати. В первом случае человек молчаливый восприемник даров Божиих, во втором – он активный преобразователь своей природы. Оба действия – от Св.Духа и от самого человека – есть синергийное действо в домостроительном благоустроении. Обожение возможно только как двойное действие. Поэтому сила творчества человека зависит от степени его устремления к преображению. Чем меньше усердие, тем в меньшей степени проявляется обожение, исходящее от Св.Духа. Ведь свобода воли позволяет человеку уклониться от подобия (благой деятельности). Однако образ Божий всегда остается при человеке при любой констелляции.

В человеке действуют две воли – божественная и собственная. Творчество только тогда становится истинным, когда происходит согласование этих двух воль, двух свобод. Материально воплощенные результаты такого согласованного творчества показывают пограничную область двух миров – видимого и невидимого. Эта пограничная область есть сфера преображения. Наиболее высокие творческие произведения выступают призывом к стяжанию благодати, к добротоделанию и, в конечном счете, к преображению.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 355 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...