Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бог-Творец



В православии Бог – это всегда Троица. Она превыше всего: свободы и необходимости, материи и формы, природы и личности, единичного и множественного, вечного и конечного. К ним не применимы понятия процессуальности. Хотя мы и употребляет по отношению к их внутренней жизни понятия времени, становления, желания, намерения, совета, то это только – от того, что наша слабая природа не способна выразить для нас невыразимое. Однако Иоанн Дамаскин в своем труде «Точное изложение православной веры» (М., 1992, с.85-86) дает такие определения Троицы: единое начало, не созданный, не рожденный, не подвержен гибели, бессмертный, вечный, беспредельный, неописуемый, бесконечно могущественный, простой, не сложный, бестелесный, непреходящий, бесстрастный, постоянный, неизменяемый, невидимый, источник благости и справедливости, свет мысленный, неприступный, могущество, не исследуемое никакой мерой, но измеримое только одной Его волей, Его мощь соответствует его желанию, творец, промыслитель, господин, вездесущ, преблаг, преизбыточен, пребожественен. Из этого перечня уже можно судить о Троице как превышающей всякое умствование (умственное конструирование).

В Троице «Отец, и Сын, и Святой Дух во всем едины, кроме нерождаемости, рождения и исхождения»1. Это различие не по сущности, а по отличительному свойству. Однако началом единства является личность Отца. Отец рождает Сына и изводит Св.Духа, сообщая им свою природу, которая остается тождественной.

Троица едина по природе (сущности – usia) и различна по личности. Одно, как говорят отцы церкви, перетекает в другое, и наоборот. Или, иначе: «Одно содержится в другом»2. Отношения между этими тремя лицами выражены в Писании так: «И духом уст Его - вся сила их» (Пс. 32, 6). Отцы и Учителя церкви учат, что Св.Дух исходит от Отца подобно дыханию, которое Бог испускает, произнося Слово. Но Дух исходит так, что затем не испаряется, но является божественной сущностью и самим Богом1. Василий Великий подчеркивает, что уста и Дух следует понимать не телесно, но в соответствии с понятием Бога, при чем Дух – ипостась живая, освящающая4.

Иоанн Дамаскин, называя Отца Изводителем Св.Духа, использует термнн Proboleus (от probole). Вообще слово «проболе» применяли гностики, в частности валентиниане, для обозначения эманации телесным образом. Отцы церкви не все этот термин принимают (напр. блаж.Иероним). Однако Григорий Богослов называет Отца genetor kai proboleus, Духа же – problema, что одно и тоже с probole5. Следует уточнить, что проблема не тождественна вопросу. Это некое озадачивание, придание полномочий выбора, импульс воли, наделенный силой Слова.

Сына Бог рождает, а не творит. Творение отличается от рождения тем, что в нем желание творить предшествует творению, тогда как в случае рождения воля является сопровождающей (sinoromos). Более того, богословы6 склонны место из Евангелия от Иоанна «Слово было у Бога» (Pros ton Pheos) переводить как «Слово было к Богу» отмечая динамику, т.к. pros содержит в себе элемент отношения, которое и есть предвечное рождение. В таком случае «отношение к» по-русски и можно адекватно передать как вопрос. Заметим, что вопрос связан со спрашиванием, просьбой. Отсюда получается, что единство Троицы есть отношение Воли-Вопроса-Проблемы, или, по-другому, вопрошаюше-озадаченной воли, которая проста и чиста, т.е. абсолютно свободна и целостна. Конечно – это один из аспектов Троицы, однако наиболее важный для понимания творения.

Троица трансцендентна тварному бытию. Этот пункт могут оспорить разве, что пантеисты. Но именно здесь скрещиваются копья конфессий (особенно православных и католиков). Встает вопрос: как возможно трансцендентному творить и промышлять тварное (здешнее)? Православные для ответа на подобный вопрос отвечают введением образа нетварных энергий – божественных действований, которые неотделимы от его сущности (природы), через которые (благодаря которым), Он выступает (действует) вовне. Так, Василий Великий свидетельствует: «Мы же утверждаем, что познаем Бога нашего по действованиям, но не даем обещания приблизиться к самой сущности. Ибо, хотя действования Его и до нас нисходят, однако сущность Его остается неприступной»7. По Григорию Паламе, и озарение и благодать (божественная и обожающая) являются как раз этими самыми энергиями. Свет преображения не сущность, но энергия сущности8. Все сущее имеет энергию («Никакой природной сущности вне энергии не бывает»)9. Иоанн Дамаскин называет энергию способностью (познавательной, жизненной, естественной и искусственной)10. Энергия есть врожденная сила и движение. При этом, нетварные сущности имеют нетварную энергию, а тварные – тварную.

Согласно Григорию Паламе, в отношении Бога к самому Себе нетварные энергии совпадают с сущностью, в отношении же Его к иному – не совпадают. В первом случае общая их тенденция есть единение, во втором – множественность (различие). Совпадение сущности и энергии заключается в том, что Бог не состоит из сущности и энергии, а имеет их при себе («Не в Боге, а при Боге» ib.29). Он приводит даже аналогию: «Как душа не сводится к одним только промыслительным силам, но силами обладает, точно так же и Бог» (2. 22). Внутри Троицы он называет энергии «Божественностью низшей», а сущность – «Божественностью высшей». Неописуемый Бог присутствует в своих энергиях как в зеркале. Иоанн Дамаскин придает энергиям эпитеты: движения kinesis и порывы eksalma11. В.Н.Лосский определяет нетварные энергии так: «Они – преизбыток Божественной природы, которая не может себя ограничить, которая больше своей сущности»12. Однако следует добавить замечание относительно различения христианского и языческого употребления имени Бога. Язычники используют όν, которое может означать и просто бытие безотносительно к Богу. При переводе ветхозаветного места (Исх.3. 13-14), где Бог называет себя Сый, используется термин ών, что значит чистое, субстанциальное бытие, применимое к Богу самому по себе. В первом случае бытие бога отождествлялось с обожествлением видимых предметов. Так, у Платона в диалоге «Кратил» (его цитирует Евсевий в I Praep. Evang.) слово Θεός производится от глагола θέω – бегу. Это слово применялось ко всем светилам. Христианский Бог не может «расширить» Свое бытие, Он создает новое.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...