Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество и знание



Обычно творчество понимается как продуцирование нового знания. При первом приближении такой взгляд можно приписать и Платону. Однако, все зависит от того, как, собственно, понимать знание. У Платона представлен довольно широкий диапазон толкований знания. Более того, он использует различные термины для обозначения разных видов знания. Наиболее часто употребляются такие: докса, гнозис, эпистеме, эйдос. Причем каждый термин имеет значительный семантический диапазон, в рамках которого одно объясняется через другое, приводя, подчас, к синонимии. В целом знание Платон определяет как способность души: «Обе эти вещи – мнение и знание – не что иное, как способности, но способности различные» (Гос.478а). Мнение относительно прекрасного «колеблется где-то между небытием и чистым бытием» (Гос. 479d). Знание держится существующего самого по себе. В то же время знание (эпистеме) и мнение (докса) близки: «Знание – это истинное мнение с объяснением, а мнение без объяснения находится за пределами знания» (Теэтет, 201d).

Высшим типом знания является эйдос (идея). Эйдос – это знание знания. «Ведь само знание, если оно не выйдет за пределы того, что есть знание, всегда остается знанием и им будет; если же изменится самая идея знания, то одновременно она перейдет в другую идею знания, то есть [данного] знания уже не будет. Если же оно вечно меняется, то оно вечно – незнание» (Кратил, 440b). Именно через эйдосы божественный демиург творит сущее: «Все естественно сущее возникает от бога, по определению и знанию Божию» (Софист,265с). Определение – способ реализации знания. Основная способность бога знание. Творя сущее, бог ориентируется на идею блага, ибо благо – «причина знания и познаваемости истины» (Гос.508е).

Иерархия знаний соответствует субстанциальной иерархии. Платон выделяет две сферы: умопостигаемую и зримую (Гос.509d). Каждая из этих сфер имеет две области: умопостигаемая - а) беспредпосылочные начала и б) следствия умопостигаемого (область предположений); зримая - в) живые существа, растения, искусственные предметы и г) образы (тени, отражения). В соответствии с этими областями в душе возникают "четыре состояния": разум (νόησις), рассудок (διάνοια), вера (πίστις) и употребление (ει̉κα̃σία). «Насколько то или иное состояние причастно истине, столько же в нем и достоверности» (Гос. 511е). Соответственно, знание имеет четыре раздела: наука, размышление, вера, уподобление. Первые два вместе взятые составляют разумение, которое касается сущности, два вторых – мнение (касается становящегося). Знание (ε̉πιστήμη), относится к миру идей, противостоит незнанию (άγνοςια), а между ними истинное мнение (δόξα α̉λήθες) относимое к зримому. Душа движется в направлении к чистому знанию, она «направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно» (Федон,79d). Сам же путь для души катарсичен, ибо неся в себе знание, в котором объединены и умопостигаемое и зримое, она открывает для себя все более чистые сферы бытия. Так она движется, пока не достигнет сферы, где знание и бытие тождественны.

Надо сказать, что знание и диалектика как способ реализации знания у Платона имеют онтологический окрас. Учение Платона о творчестве также может быть истолковываемо в онтологическом ключе. Творчество все-таки у Платона не является самодостаточной темой. Но сам факт, что Платон первый в истории философии во всей его сложности и таинственности поставил данный вопрос, и по-своему осветил является его величайшей заслугой.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 310 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...