Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Механизмы формирования ценностных ориентаций



Ценностные ориентации формируются в процессе ценностного самоопределения, и наоборот. Являясь тонким субъективным процессом, самоопределение либо способствует сохранению прежних ценностей или же служат толчком движения к новым ценностям. Ценностное самоопределение обусловливает и порождает самоопределение личности в социальной, профессиональной и других сферах жизни общества (29). Ценностное самоопределение мы понимаем как деятельность, которая осуществляется для создания образа жизни на основе выбора и созидания ценностей в различных жизненных ситуациях. «Ценности жизни нуждаются не только во взаимном дополнении, но и прежде всего в дополнении своими противовесами. Рефлексия и интуиция ведут к образованию и укреплению ценностного ядра личности, что обеспечивает свободное и безопасное для нее взаимодействие с окружающей средой. Самоопределение на морально-нравственные ценности способствует социализации человека и развитию гуманности»[26, с.105]. на фотке курс

Ценностные ориентации не всегда реализуются в деятельности непосредственно, управляя общим, «стратегическим» подходом к содержанию деятельности, формам поведения личности, представляя собою опорные критерии принятия личностью жизненно важных решений. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, являются образованием идейно-целевого плана, стержневой линией жизни человека. «Свое проявление они находят в вербализованных программах и реальном поведении людей» [30, с.88].

Формирование ценностных ориентаций личности подростка предполагает процесс становления его ценностного сознания, основными категориями которого являются нравственный идеал, глубокие убеждения, основы мировоззрения, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка; идейно-эмоционального отношения к явлениям действительности; способности к саморегуляции, самоутверждению и рефлексии.

Ценностные ориентации формируются и развиваются в процессе социализации под влиянием различных факторов: общественных отношений, родного языка, культуры, образования, социального окружения и т. п.

В философии выбор ценностей, простраивание иерархии реализация в поведении с точки зрения классического рационализма[31 ] основывается на понимании ценностного самоопределения человека как предопределенного причинно-следственными связями, имеющими линейный характер. Следовательно, развитие объекта может быть детерминировано, предсказуемо. Установлено, что вариантами феномена надситуативной активности выступает отказ от стереотипов мысли. Человек может порождать ценности «способен начинать причинный ряд» (И. Кант). Тогда, уже сформированные внешние зависимости могут являться не как причина, а как повод для действия, и субъект становится свободным [26, с.115фото].Как видим, ситуативное поведение обусловлено детерминизмом, а надситуативное – свободой человека, свободное действие которого происходит не рефлекторно, а рефлексивно, подчинено логике, порождаемой в самом действии.

Свобода определяется объективно и субъективно. В объективном плане она носит регламентированный характер, то есть содержание составляют возможности, установленные нормой, которые подросток получает из социума. Затем, в результате отражения в своем сознании внешних возможностей, если они значимы для него интериоризирует их, считая собственными, то есть присваивает их. Но эта объективная сторона, которая определяет меру его свободы в социуме, может быть изменена в результате уже не отражения, а порождения смыслов результате использования этих возможностей в действии [19, с.42фото].

С.Л. Рубинштейн считал, что новые данные, возникающие в деятельности, фиксируются в понятиях, которые, в свою очередь, стимулируют процесс осознания, а затем и осознание себя в нем, что ведет к оценке. [12, с.78].

Л.С. Выготский выделил трансформационную роль знаковых систем как механизма освоения значений. Одновременно развитие оперирования образом слова является составляющей развития смыслов [5, с.89].

П.Я. Гальперин (136, 426 фото) раскрыл переход от уподобления естественным к уподоблению культурным предметам через «подтягивание» психофизиологических механизмов под новые явления. Если смысл предметных действий раскрыт, то человек цепко держится за него. Это постижение смысла эффекивнее происходит в совместной деятельности. Оно имеет смысл тех отношений, в которые люди вступают, и перед ними встает выбор следовать или не следовать образцу. В связи с нахождением индивида в социокультурной среде, особую роль в раскрытии механизма формирования ценностных ориентации сыграли методологические разработки Г.П. Щедровицкого. Их методологические модели показывали экстериоризацию внутренних проявлений, а внешне представленные схемы действий помогали обнаружить соотнесение с социокультурными ролями и типами деятельности [26, с. 111 фото].

Следующим шагом был перевод внешних для индивида ценностей, наполняя их смыслом конкретным содержанием принять как «свои».

О.С. Анисимов (14 фото) разделяет позицию А.Н.Леонтьева о том, что в сознании выделяются взаимосвязанные уровни: бытийный, рефлексивный и духовный. Бытийный слой образует биодинамическая «ткань» живого движения действия и чувственная «ткань» образа. В духовном слое самоопределение, «человеческую субъективность представляет «Я» в его различных модификациях и ипостасях» [15, с.292фото]. В рефлексивном слое образуется значение и смысл.

Личностный смысл — субъективно воспринимаемая значимость для индивида тех или иных предметов. При этом мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н. Леонтьева порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву, и смыслы трактуются единицами человеческого сознания. Понятие «система личностных смыслов», использование которого представляется конструктивным для нашего исследования, позволяет выделить следующие общие моменты для всех подходов к смыслу: 1) поиск смысла является потребностью; 2) личностные смыслы отражают и порождают жизненные отношения субъекта с миром; 3) смыслы создаются в результате совместного взаимодействия и являются его основой; 4) система личностных смыслов влияет на образ жизни, служит регулятором поступков, поведения человека. Механизм освоения значений, осмысления ценностей таков: актуализация значения; постройка опыта поведения на его основе; поиск новых значений при обнаруженных противоречиях; понимание проблемно-конфликтной ситуации; созидание смыслов; реализация обретенного смысла в системе поступков. [26, с.112фото]. Например, подросток, оказывается в ситуации, когда неясно, какую ценность следует принять. Ценностная система, находясь в состоянии, когда притягивая к себе, не терпит рядом других ценностных «соперников», какое-то время устойчива, до тех, пор пока между ценностями старшего школьника и совершаемыми ими поступками имеется гармония: каждый новый поступок убеждает в их правильности и эффективности. Но ценности, определенные для оценки относительно ограниченного круга поступков функционально непригодны в новой ситуации, так как их значимость ослабевает. В жизни подростка наступает кризис между ценностью и поступком, которая говорит о неэффективности старых ценностей и необходимости поиска новых.

Также, ценности, являются продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта. Механизмом личностного освоения ценностей является социальная идентификация как процесс становления социальной идентичности личности, что не сводимо к групповой (ролевой) идентичности Социальная идентичность – один из механизмов субъективно-личностного освоения социальной действительности, лежащего в основе формирования устойчивой системы личностных смыслов, устойчивой структуры отношений с миром [32, с.38].

Таким образом, в результате социальной идентификации, отражения и порождения смыслов подросток интериоризирует и экстериоризирует, творит ценности, реализуя потенциал внутренней свободы, а его возможности становятся объективными - превращаются в условия свободы для других людей.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2249 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...