Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования ценностных ориентаций у подростков с сохранным развитием и подростков с нарушением слуха



1.1.Сущность понятия «ценностные ориентации»

Изучив психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме ценностей, можно сказать о большом разнообразии определении того, что следует понимать под ней. Так, например, Э. Дюркгейм считал, что «основой общества, которая интегрирует его, является общественное сознание: общие верования, ценности и нормы. Ослабление общих верований и чувств грозит дезинтеграцией общества, его распадом» [20]. Таким образом, Э. Дюркгейм обозначил силу общественного сознания, его воздействие на индивида как важнейшее средство обеспечения стабильности социальной системы и ее нормального функционирования. Выражая определенные качества личности, ценностная ориентация в то же время является и средством реализации определенных общественных целей.

Согласно М. Рокичу, «ценность есть устойчивое убеждение, что определенный способ поведения или существования есть индивидуально или социально предпочтительный перед, или наряду с каким-либо иным способом поведения или существования в аналогичной ситуации. Система ценностей есть устойчивая совокупность убеждений». Выделяя три типа убеждений: экзистенциальные, оценочные и прогностические, Рокич М. относит ценности к последнему, третьему типу, позволяющему ориентироваться в желательности-нежелательности способа поведения, убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации, т.е. это операциональные, инструментальные ценности, и существования, т.е. убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться это смысловые, терминальные ценности[21].

А вот, по В.Г. Афанасьеву, ценности подчеркиваются как общественное явление, т.е. включенную в сложную систему общественных связей: «Ценность выражает общественную функциональную форму бытия явлений природной и социальной реальности, включенных в систему исторически сложившихся видов деятельности» [2, с.122]. В других работах ценностями называются те «явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными и приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей…» [7, с.143]. Также ценность определяется не как вещь или предмет, или их свойства, а как некая человеческая мысль: «…ценности – это обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении»[4, с.16].

В некоторых работах, например А.В. Захаровой, термин «ценность» подразумевает общественные установки и оценки, выраженные в форме нормативных представлений о зле, о добре, о прекрасном, о безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (субъективные ценности, или ценности сознания) [8, с.462].

Согласно культурно-исторической теории Л.С. Выготского [5, с.24], психические функции развиваются в ходе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Ценностные ориентации являются особым содержательным ценностно-смысловым измерением, которое характеризует субъекта как личность. «Человек утверждает, защищает, реализует в поступках, в межличностных отношениях, в делах свою духовность, нравственность, ценности истины, справедливости, добра. Эти функции, включающие реальное преобразование мира, адаптацию к нему, совладание с трудностями, самосознание, рефлексивные «операции», выполняет субъект в ходе жизнедеятельности» [1, 41].

С позиций субъектно-деятельностного подхода ценностные ориентации рассматриваются в контексте становления субъекта как личности, неразрывной связи деятельности с «действующим лицом» (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Ценностно-ориентационная деятельность, понимаемая как осознание, преобразование, совершенствование окружающего мира, выступает в качестве одного из главных способов познания и освоения субъективной реальности. В процессе ее субъект реализует «своеобразные движения» (Л.И. Анциферова) своего внутреннего мира, проявляет субъектно-ценностное отношение к окружающей действительности, что подтверждает принцип единства сознания и деятельности в развитии личности, сформулированный С.Л. Рубинштейном в онтологической концепции человека в мире [12, с. 76].

Таким образом, анализ литературных источников показал, что ценностные ориентации личности - это сложный, многозначный феномен, который авторами определяется по-разному. На основе анализа работ вышеобозначенных авторов, мы определили свое понятие «ценностные ориентаций», под «ценностными ориентациями» понимаем сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поступкам, ценностные ориентации осуществляют психологическую регуляцию социальной деятельности и поведения субъекта в социальной среде. В дальнейшей работе мы будем опираться на это определение.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 597 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...