Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Байматов А.А. Божий Суд – Ислам в Библии – 200 пророчеств! / А.А. Байрмов. – URL: http://www.whyislam.ru/index/islam-i-xristianstvo/bozhij-sud-islam-v-biblii-200-prorochestv.htm



5. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса. Эсхатология и утопия в русской философской мысли конца XIX – начала XX в. / Т.Ю. Сидорина. – 2003 – URL: http://sbiblio.com/biblio­/archive/­sidorina_philkriz/default.aspx


Заключение

В процессе своей жизни человек усваивает различные нормы и ценности, задающие общее направление стремлений и конкретные очертания жизненных целей. Ценности в значительной мере определяются потребностями, идеологией, общественными институтами, верованиями.

Духовные ценности – основа духовной жизни человека и в этом отношении ценностное сознание является величайшим стимулом становления человека. К духовным ценностям по праву можно отнести религиозные ценности, затрагивающие глубинные уровни жизни человеческого духа, отличительной особенностью которых является приятие их не на основе рациональных аргументов, а актом религиозной веры – «сердцем», а не разумом, личным и внерациональным опытом. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т. е. сверхчеловеческий и сверхрациональный характер. Религиозные ценности это нормы, идеалы и цели деятельности, в соответствии с которыми верующий человек может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Формирование религиозных ценностей начинается на уровне ценностного идеала или ценностного представления, представляющих собой главные ориентиры развития личности. Ценностным идеалом выступают сущность божественного, состояние умиротворения, к которому стремится человек. Ценностные мотивы (движущая сила, заставляющая человека стремиться к определенному идеалу), являясь промежуточным звеном, приводят далее в движение всю ценностную цепочку. Все религиозные ценности направлены на построение высшего идеала, придающего смысл всей человеческой жизни.

Вся система религиозных ценностей может быть представлена в качестве своеобразных оппозиций (практически все понятия, относимые к разряду ценностей, имеют свою абсолютную противоположность «антиценность»): «добро – зло», «жизнь – смерть», «истина – ложь», «рай – ад» и т.д. Рассмотренные оппозиции представляют собой базовые ориентиры, на которых «покоится» в конечном счете всё «здание» ценностей религиозного мировоззрения. На отрицании одного и утверждении другого строится цепочка ценностных качеств и отношений: то, что свойственно греховному миру человека, не имеет ценности, ведет к гибели, ввергает в бездну и мрак, а то, что свойственно «высшему» божественному миру, обладает вечной, непреходящей ценностью, ведет к спасению. Всё, идущее от Бога и связанное с ним, имеет непреходящую ценность и, напротив, мир людей – несовершенен и ведет к погибели.

Всю совокупность ценностей с некоторой долей условности, с точки зрения Е.В. Бобырёвой, можно подразделить на несколько групп:

- ценности, перенесённые в религию из общечеловеческой коммуникации и имеющие в настоящее время довольно широкий ассоциативный потенциал («закон», «наказание», «страх», «любовь»);

- ценности, первоначально возникшие в рамках религиозного сознания, а затем вышедшие за указанные рамки и функционирующие как в религиозном сознании, так и за его пределами («чудо», «ад», «рай»);

- ценности религиозной сферы – те, ассоциативное поле которых так или иначе замыкается на религиозной сфере или неизбежно остается в рамках религиозных ассоциативных границ («Бог», «вера», «дух», «душа», «грех»).

Как видим, религиозное мировоззрение представляет собой бесконечный фолиант норм и предписаний человеку, что хорошо, а что плохо, как следует и как не следует поступать, и нацелено на формирование человека как носителя идей и определённой системы ценностей.

Источником ценностных ориентиров являются Священные Писания и их многочисленные комментарии. Несоблюдение (нарушение) какой-либо заповеди Господа, совершение запрещенных поступков в религиозной сознании, независимо от вероисповедания, считается грехом. Все заповеди рассматриваются верующими, с одной стороны, как руководство к действию, а с другой – как нормы, правила поведения человека, являясь нравственным ориентиром, регулирующим отношения между людьми, между Богом и человеком, а также отношения внутренней жизни, миропонимание и мироощущение самого человека. Заповеди «не убей», «не прелюбодействуй», «не кради», как и другие заповеди лежат в основе любого общества. Даже нерелигиозные люди следуют им, хотя в данном случае основой их поведения являются не конкретные религиозные предписания, а совесть, законы и конституции стран. Таким образом, религиозные ценности и ценности светской жизни органично вкраплены друг в друга, представляя культурный синтез нравственного ориентирования человека в мире.

Рассмотрев три мировые религии, а также полемические взгляды атеистов и верующих считаем, что не следует противопоставлять нравственность верующих и неверующих. Исследования психологов, социологов свидетельствуют о том, что нет жесткой зависимости между отношением человека к религии и его поведением в обществе. Религия служит дополнительной нравственной опорой для многих, чисто же формальная религиозность не удержит неустойчивую личность от аморальных поступков. Опыт истории нравственности показывает, что необходимы совместные усилия верующих и неверующих в противостоянии несправедливости и злу. Взаимопонимание и единение верующих и неверующих – непременное условие социальной гармонии, нравственного оздоровления общества.


Литература

1. Абдигалиева Г.К. Религиозная этика и аксиология (учебное пособие для студентов и магистрантов отделение «религиоведение» философских специальностей) / Г.К. Абдигалиева. – Алматы, 2003. – 55 с.

2. Авалиани С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси / С.Ш. Авалиани. – Тбилиси: Мецниереба, 1989. – 182 с.

3. Августин. Исповедь блаженного Августина. – М., 1914. – 442 с.

4. Адамов А.К. Ноосферная философия / А.К. Адамов. – Саратов, 2004. – 267 с.

5. Айванхов О.М. От человека к Богу. Сиферот и ангельские иерархии / О.М. Айванхов // Сборник сочинений Извор №236. – М.: ПРОСВЕТА, 2002. – 161 с.

6. Айдын Ариф оглы Али-заде. Библия и Коран: сравнительный анализ (мировоззренческий аспект) / А. Айдын. – Баку, 2002. – 104 с.

7. Аль-Бухари Сахих. Книга единобожия; комментарии Бухари (3245) и Муслим (2834).

8. Аль-Газали. Алхимия Счастья / Абу Хамид Аль-Газали. – URL: http://al-islam.ucoz.ru/load/1-1-0-23

9. Аль-Газали. Воскрешение наук о вере / Абу Хамид Аль-Газали; пер. с араб. В.В. Наумкина. – М.: 1980. – 266с.

10. Аль-Газали. О любви, тоске, радости и довольстве / Абу Хамид Аль-Газали. – URL: http://www.salam-alejkum.narod.ru­/oracle­_gazali_love.html

11. Аль-Газзи. Коран – свет знания, веры и прямого пути / Салим Абу ‘Умар Аль-Газзи. – URL: http://www.svet-islama.com­/quran/68-quransvet

12. Аль-Фараби. Философские трактаты. Алматы / Аль-Фараби. – 1970. – 271с.

13. Антология мировой философии. В четырех томах. – М., 1969. – Том 1. Философия древности и средневековья. – 276 с.

14. Антошкина З.Г. Духовность как мера развития личности / З.Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность: тез. Межвуз. конф. – Казань: КГАКИ, 1994. – С. 18 – 20.

15. Аристотель. Сочинения в 4-х томах / Аристотель. – М.: Мысль, 1984.

16. Армстрог К. Будда / Карен Армстро. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – 224 с.

17. Архиепископ Аверкий. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова / Аверский. – М.: Оригинал, 1991. – 80 с.

18. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие // Нравственное сознание. – URL: http://azby­ka.ru/dictio­nary/13/platon_nravstvennoe_bogoslovie_01-all.shtml

19. Ахмад 2/293, ат-Тирмизи (2307), ан-Насаи 4/5, Ибн Маджа (4258), Ибн Хиббан (2559), аль-Хаким 4/321.

20. Аятолла Систани. Практические заповеди ислама // Информационно-аналитический сайт мусульман-джафаритов Санкт-Петербурга. – URL: http://shia.spb.ru/ru/publ/info/170

21. Бхагван Шри Раджниш. О мукти просветления (Bhagavan on mukti enlight) / Бхагван Шри Раджниш, 2009. – URL: http://video.mail.ru/mail/tatiana-svetlaya/_myvideo/29.html





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 340 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...