Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логические советы друга» в Буддизме



Согласно буддийским преданиям, Будда оставил человечеству «Логические советы друга», которые, на наш взгляд, являются аналогом заповедей, как Христианства, так и Ислама. Вот как отвечал Будда на вопрос: «В чём же причина человеческих страданий?»: «Все события жизни, в том числе и страдания, являются созреванием зёрен причин и следствий, а мы пожинаем то, что посеяли, – если только не удалим или не преобразуем кармические семена до того, как они созреют»[52]. Но как же это сделать?

В «Логические советы друга» входят названия десяти позитивных и противоречащих им десяти вредных действий для всего существа человека.

Не являются ли «советы» аналогом заповедей, которые мы находим в других религиях?

Проведём сравнительный анализ заповедей, представленных в различных писаниях, подтверждающий их идентичность и единый Источник.

Таблица 7

Сравнительный анализ заповедей

Буддизм («Логические советы друга») Христианство (заповеди) Ислам (Акхам)
О Боге Едином
Всё есть Дхамма. «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Исаия: 44:6).   «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13). «…Он – первый и последний; явный и скрытый. Он всеведущ (Коран 57: 3).  
«…первая их всех заповедей, Израиль! Господь Бог наш есть единый» (Марк 12:29-31). «Бог ваш – Бог единый, нет Бога, кроме Его, Он милостив и милосерд (Коран 2:163).
Данная заповедь[53] предполагает неукоснительное выполнение человеком следующих обязанностей: - люди должны иметь истинное знание о Боге, должны иметь истинную веру, надежду на Бога и любовь к Богу («безбожие – страшный грех»); - люди не должны отступать от своей веры несмотря ни на что, вероотступничество считается страшным грехом; - человек также не должен терять веры, давая возможность суевериям одержать верх над собой; - отступлением от данной заповеди является и вера в предсказания, например, предсказание конца света, а также обращение к различным источникам с целью узнать будущее. Таким образом, человек оставляет веру в силу Бога и ждет помощи от людей: «Проклят всяк, иже надеется на человека», – говорит пророк Иеремия.
Не убий
Убийство – «сильнейший источник страдания». Если в будущем убийца родится в человеческом теле, то результатом его будет очень трудная, полная болезнями и страданиями жизнь. «Не убивай» (Исход, 20:13). «…кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (Откр. 13:10).   «…не убивайте друг друга, ибо Бог к вам милосерд» (Коран 4:29). «…тот, кто убьет человека, не совершившего убийства или разбоя в стране, того считать, как будто бы он убил весть род человеческий…» (Коран 5:32) «Не убивайте человека. Потому что Бог запретил вам это делать, иначе как по справедливости…» (Коран 17:33). «…убийство их есть великий грех» (Коран 17:31).
Убийством считается не только лишение кого-то жизни: - но и отказ помочь кому-то, что в будущем может привести к смерти; - плохое отношение к кому-то, что также повлекло смерть; - сильная ненависть «Всякий ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (I Послание Св. Апостола Иоанна Богослова); - обвинения других и упрямство, поскольку это качество может повлечь за собой смерть близкого: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности» (Проповедь Блаженного Августина).
Не укради
Воровство, одно из вредных действий, являющихся причиной страданий, следствием которого будет многократная утрата собственности в этой и следующих жизнях. «Только бы не пострадал кто из вас, …как посягающий на чужое» (1-е Петра, 4:15). «Знаешь заповеди: …не кради» (Марк 10:19). «Не трогайте имущества сирот…» (Коран 17:34) «Когда вы меряете, выполняйте меру; вешайте на верных весах. Это лучше и честнее» (Коран 17:35).
Заповедь «не укради» обличает еще один их грехов – присвоение того, что не принадлежит человеку, что не добыто собственным трудом, на обладание чем не было затрачено никаких усилий со стороны человека. Для обозначения понятия «воровство» в старославянском языке существовал термин «тятьба» («тянуть», «стянуть», т.е. взять незаметно для других). К числу действий, подпадающих под определение данного греха относятся: - взять что-то (пусть незначительную вещь, мелочь), не принадлежащее человеку; - сам соблазн (актуализованный в мыслях) присвоить что-то чужое; - попытка «выгодать» / приобрести что-то по более низкой цене, если это влечет выгоду для вас, но несет неудобство или даже несчастья другому; - отказ или затягивание в выплате долга кому-то, если вы можете это сделать, но ищите выгоду для себя, откладывая возвращение долга на «потом», либо вообще решаете не делать этого; - участие в азартных играх на деньги. Любая картежная игра, тем более игра на деньги – грех. Лучше посвятить свободное время Господу Богу, чем азартной игре, приносящей шальные деньги, выгоду. Расширяя понятие «кражи» и заповеди «не укради», в неё оказываются включены такие смысловые компоненты, как - присвоение чего-то, что может быть определено как «ничье» (утерянное, невостребованное, даже ненужное и т.д.); - присвоение чего-то не принадлежащего человеку, присвоение тайно, путем различных уловок; - покушение на что-то, что ранее было приобретено нечестным путем – приобретение ранее краденого и т.д. Все эти компоненты подпадают под запрет «не укради», который и формирует в конечном итоге понятие «греха».  
Не лжесвидетельствуй
«Ничто не оборачивается против нас так быстро, как вредные слова». «Клеветник подобен бросающему сор на другого, когда ветер противный. Сор лишь возвращается на того, кто бросил его. Добродетельному человеку не может быть нанесено ущерба, и то несчастье, которое клеветник желает нанести, оборачивается на него самого»[54] «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход, 20:16).   «Горе всякому клеветнику, который злословит» (Коран 104:1). «Они думают обмануть Бога и тех, которые уверовали, но они обманывают лишь самих себя и не понимают этого. В сердце их недуг, и Бог усиливает его; им будет горестное наказание за то, что они были лжецами» (Коран 2:9). «Не следуй тому, чего ты не знаешь; ибо слух, зрение, сердце – все они ответственны» (Коран 17:36).
Любая ложь, осуждение, поношение на своего ближнего являются грехом. Самым тесным образом с этой заповедью, нарушение которой считается грехом, является заповедь «Не судите, да не судимы будите». Согласно данной заповеди запрещается всякая ложь в отношении другого, осуждение других. Грехом является и клевета на ближнего, которая по своему воздействию подобна акту убийства, убийства «морального», а также любое празднословие, рождающее осуждение, болтливость, сплетни, насмешки, пустословие.
Не прелюбодействуй
«Последствиями причинения вреда сексуальным путём будет рождение в пустыне и болезненные партнёрские взаимоотношения в этой жизни и в следующих». «Не прелюбодействуй» (Исход, 20:14). «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евреям, 13:4). «Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать» (Марк 10:19). «Не будьте склонны к прелюбодейству, ибо это скверно и дурной путь» (Коран 16:32).
В соответствии с религиозными нормами и понятиями, прелюбодействием считаются следующие грехи: нецеломудрие в мыслях, словах и делах, блуд, кровосмешение. Эти грехи считаются чрезвычайно тяжкими. «Ни блудницы, ни прелюбодеи, ни сквернители …Царствия Божия не наследуют» (1 Кор., 6-9: 10).
О вреде ненависти и важности прощения
«Зло, совершённое самим человеком, саморождённое, самовоспитанное, разбивает безум­ца, как алмаз разрезает даже драгоценный камень» (Дхаммапада, ХII,161). «Но если он обуздает себя и, угасив всю ненависть в своем сердце, подымет повергнутого противника и скажет ему: «Теперь приди, и заключим мир, и станем братьями», – он одержит победу, которая не есть преходящий успех, ибо плоды её пребудут вечно»[55]. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Матф. 5:39). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Матф. 5:44). «Но если вы все же простите (проступки их) и будете снисходительны к ним, так ведь Аллах, поистине, Прощающ, Милосерд!» (Коран 64:14); «...пусть будут прощающи и милосердны. Ужель вы сами не хотели бы, чтобы и вам Аллах простил? Аллах, поистине, Прощающ, Милосерд!» (Коран 13:22). «…которые даже в гневе умеют прощать. Мщение за обиду должно быть равно обиде; но кто простит и примирится, тот найдет награду у Бога. Бог не любит злых. Переносить с терпением и прощать есть высочайшее дело жизни» (Коран 42:37;40;43).  
Вред невежества и свет Знания
«Невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, страдать там, где не должно быть страдания, и, принимая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, – знанием тайны человеческого бытия и судьбы»[56]   «Знание единственная возможность освобождения от оков земли, а невежество самое тяжкое преступление» «...Вы поклоняетесь тому, чего не зна­ете...» (Иоанна 4:22). «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (от Матф. 6:23). «Осёл, ходя вокруг жернова, сделал сто миль, шагая. Когда его отвязали, он находился всё на том же месте. Есть люди, которые много ходят и никуда не продвигаются. Когда вечер настал для них, они не увидели ни города, ни села, ни творения, ни природы, ни силы, ни ангела. Напрасно несчастные трудились» (Иисус) «Знание – свет, ниспосылаемый Богом в сердца тех, кого Он желает им одарить». «Ищите знания, даже если за ним придётся отправиться в Китай». «Знания – это душа Ислама». «Прощай людям, суди по справедливости и удаляйся от невежд» (Коран 7:199).
Вред сквернословия
Следуя Закону Кармы, те люди, которые часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Эта причина обязательно воплощается, и если вы сквернословите, то обязательно придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев, зависть и т. д. И если посмотреть на Закон Истины, который говорит о том, что все является проявлением души, то, если сквернословишь, то превращаешь свой мир, то есть мир вокруг себя в мир, наполненный злобой, ненавистью, завистью и подобными проявлениями души. Если это начинает происходить, то вы попадете в очень жестокие и суровые человеческие отношения. Кроме того, существует возможность, что в будущей жизни вы перевоплотитесь в еще более жестоких и суровых условиях, возможно даже, что будете мучиться в аду. В буддийских сутрах есть примеры того, как попадают в ад из-за сквернословия. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим… Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас … Так же сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам» (Послании к Ефисянам апостола Павла, 4:29; 31).   Грехи языка Проклятие, обман, лжесвидетельство и ложная клятва, злорадство, высмеивание, упрек, пустословие (лягу). Базаг – сквернословие, непристойные разговоры. «Сквернословие – это когда человек говорит о непристойных вещах открытым текстом» (Имам аль-Газали). Намима – сплетня, передача слов от одних людей к другим, для того чтобы поссорить их и испортить отношения между ними. Ифк – клевета в адрес какого-либо человека. Гыйбат – заглазное осуждение, сплетня в адрес какого-либо человека, стремление разузнать личные тайны человека для предания их гласности. В Коране и хадисах пророка Мухаммеда понятие гыйбат часто сравнивается с поеданием мяса мёртвого человека. «Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата» (Коран 49:12).  

Вывод. Проведённый сравнительный анализ заповедей Христианства, практических указов Ислама (Ахкам), буддийских «Логических советов друга» показал их идентичность, что подтверждает наше предположение о едином происхождении нравственных законов, регулирующих жизнедеятельность верующих. Несоблюдение (нарушение) какой-либо заповеди Господа, совершение запрещенных поступков в религиозном сознании, независимо от вероисповедания, считается грехом. Таким образом, все заповеди рассматриваются верующими, с одной стороны, как руководство к действию, а с другой – как нормы, правила поведения человека, являясь нравственным ориентиром, регулирующим отношения между людьми, между Богом и человеком, а также отношения внутренней жизни, миропонимание и мироощущение самого человека.

Заповеди «не убей», «не прелюбодействуй», «не кради», как и другие заповеди, лежат в основе любого общества. Даже нерелигиозные люди следуют им, хотя в данном случае основой их поведения являются не конкретные религиозные предписания, а совесть, законы и конституции стран. Таким образом, религиозные ценности и ценности светской жизни органично вкраплены друг в друга, представляя культурный синтез нравственного ориентирования человека в мире.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Перечислить и охарактеризовать заповеди Христианства.

2. Перечислить и охарактеризовать указы Ислама.

3. Перечислить и охарактеризовать буддийские «Логические советы друга».

Вопросы для семинара

1. Заповеди Христианства, практические указы Ислама, «Логические советы друга» в Буддизме.

2. Современные исследования, подтверждающие важность соблюдения божественного закона, запрещающего «грехи языка».

3. Сила слова. Священные языки. Современные исследования в области языковой нумерологии.

Информация к семинару находится в дополнительном материале к теме 3. Занятие 2. Попытки современных учёных доказать эмпирическим путём важность соблюдения божественных заповедей.

Литература

1. Аятолла Систани. Практические заповеди ислама // Информационно-аналитический сайт мусульман-джафаритов Санкт-Петербурга. – URL: http://shia.spb.ru/ru/publ/info/170

2. Бобырёва Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры, языковые характеристики / Е.В. Бобырёва. – Волгоград: Перемена, 2007. – 385 с.

3. Морис Н. Новый человек. Объяснение некоторых притч и чудес Христа / Никола Морис. – Лондон, Стюарт Паблишера Лимитед, 1967. – URL: http://fourthway.narod.ru/lib/Morris/pritchi/1_2chapt.htm

4. Нагорная проповедь. – URL: http://serafim.com.­ru/site/nstr16_1.html

5. Нидал О. Каким все является. Учение Будды в современной жизни / Лама Оле Нидал. – М.: Алмазный путь, 2009. – 235 с.

6. Рокотова Н. Основы буддизма / Н. Рокотова. – 107 с. – URL: http://www.roerich-izvara.ru/roerich/elena-roerich-foundations-of-buddhism.htm


ТЕМА 4





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 556 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...