Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Божественный нравственный закон» и его значение для нравственного ориентирования



Учебные вопросы

1. Нравственный закон в мировых религиях.

2. Заповеди Христианства. Практические указы Ислама. «Логические советы друга» в Буддизме.

3. Сравнительный анализ представленных заповедей.

С точки зрения теологов, религия, являясь источником морали, несёт в себе ценности, которые эксплицитно или имплицитно содержатся в Священных Писаниях каждой религии. Высшим критерием и источником религиозной морали является «божественный нравственный закон», с которым соотносится всё, что есть в нравственном сознании, и соответственно оценивается как добро или зло. В едином «божественном нравственном законе» различают две стороны:

- «внутренний», «естественный», «прирождённый всякому человеку» закон, вложенный в душу людей Богом, а потому ставший непременным элементом нравственного сознания в виде совести и других нравственных чувств;

- «внешний», или «откровенный», нравственный закон, преподанный людям через пророков в виде словесных предписаний.

«Внутренний» нравственный закон вечен и неизменен. «Внешний» дается в виде заповедей, приспособленных к пониманию людей той или иной исторической эпохи. Если «внутренний» нравственный закон касается всего, то «внешний» – отдельных сторон жизни и поведения.

На необходимость принципиального различения прирожденного нравственного чувства и внешних предписаний к поведению особенно настаивают идеологи протестантизма. Так, П. Тиллих различает: «морализмы» – внешние нормы и собственно «мораль» – свойство «существенного бытия» человека, от века присущее его «божественной природе».

В истолковании теологов «божественный нравственный закон» необходим, но эта необходимость не физическая, а духовная. В отличие от законов природы, которые действуют слепо, нравственный закон сопряжен с разумом и свободой воли. Он может быть осознан, став «законом ума», но это необязательно: ум только напоминает человеку о законе, существует же закон «в сердце». Главное свойство закона состоит в том, что он имеет божественное происхождение. Бог в равной мере создал как физические законы природы, так и нравственные законы человеческого сознания.

По мнению теологов, источник нравственного закона вне разума человека, он в божественном разуме. Если Кант пытается вывести нравственные постулаты из человеческого разума как его собственную способность, то религия говорит о божественном источнике всех нравственных ценностей, которые утверждаются как трансцендентное свойство вещей. Причём рациональное постижение сущности ценности, с точки зрения теологов, возможно лишь интеллигибельно в результате озарения, даваемого религиозной верой.

Рассмотрим заповеди Христианства, Ислама и Буддизма и проследим их переплетение в ходе сопоставления.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 469 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...