Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Т.Х. Керимов 6 страница



Д. В. Котелевский

СИНЕРГЕТИКА (от греч. sinei-geia совместное действие) - научное направление, исследующее процессы самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. С. как физикоматематическая дисциплина, формирующаяся с начала 70-х гг. XX столетия, имеет своей целью разработку и широкое применение концептуально-математического аппарата, общего для изучения нелинейных систем различной природы. Методы С. - это сочетание аналитических подходов к решению нелинейных уравнений с математическим (в т. ч. компьютерным) экспериментом над моделями изучаемых систем. Класс систем, способных к самоорганизации, - это открытые и нелинейные системы, удаленные от состояния термодинамического равновесия (сильно неравновесные). Среди физических систем к ним принадлежат неравновесные фазовые переходы, кооперативные эффекты в лазерах, переходы типа «беспорядок - порядок» в жидкостях (конвективная неустойчивость) и др. Среди химических систем - автокаталитические и кросс-каталитические реакции, в которых происходят возникновение пространственных и временных структур, колебания концентрации и т, д. Среди биологических систем - клетки и их ассоциации, нейронные системы, поведение животных в течение жизненного цикла и поведение ассоциаций животных (например, систем «хищник - жертва») и др. Среди социальных систем - поведение человека и человеческих групп в данной среде, экономические и другие большие системы (в т ч. наука) и т. д. При этом С, использует методологию, принципиально отличающуюся от методологии кибернетики. Если кибернетическая система организуется под действием команд управляющего органа, то в синергетической системе организация возникает без управляющих команд, за счет локальных взаимодействий между элементами, которые «запускают» внутренний механизм самоорганизации. Как заметил немецкий физик-теоретик Г. Хакен, один из основателей С., в лазере нет никого, кто бы мог давать такие управляющие команды атомам. В становлении С. как науки важнейшие функции ее теоретических источников выполнили неравновесная термодинамика и теория динамических систем. В развитии термодинамики выделяют три логически и исторически важных этапа: 1) классический равновесный (термостатика) - 1824 - 1930 гг.; 2) слабо неравновесный (линейный) - с 1931 г. (соотношения взаимности Л. Онсагера); 3) сильно неравновесный (нелинейный). Важнейший результат последнего этапа - теорема П. Гленсдорфа- И. Пригожина (1971 г.), названная в силу ее общности принципом физической эволюции. Если на первых двух этапах развития термодинамики удавалось теоретически сконструировать функции состояния (к ним относятся, например, температура, внутренняя энергия, энтропия и др.), которые однозначно определяют эволюцию систем соответствующего класса, то установление теоремы Гленсдорфа - Пригожина показало, что в общем случае, включающем сильно неравновесные системы, однозначно определить эволюцию невозможно, т. е. для указанных систем существует несколько альтернативных путей развития. Необходимо отметить полученные в термодинамике результаты, имеющие важное мировоззренческое значение. Как известно, закон возрастания энтропии (второе начало термодинамики) применим только к замкнутым системам, которые не обмениваются веществом с окружающей средой. Это означает несостоятельность гипотезы «тепловой смерти» Вселенной. В современной физике Вселенная как целое рассматривается не как замкнутая система, а как открытая система, находящаяся в переменном гравитационном поле (Л. Д. Ландау, Е. М. Лифшиц). Существуют два принципиально различных процесса эволюции: процессы в замкнутых системах ведут к термодинамическому равновесию (физическому хаосу) - состоянию с максимальной энтропией, а процессы в открытых системах могут быть процессами самоорганизации, в результате которых возрастает степень упорядоченности и происходит усложнение структур. Все реальные системы - открытые. Т. о., благодаря теореме Гленсдорфа - Пригожина, были преодолены спекулятивные представления о принципиальной противонаправленности физической и биологической эволюций. Принцип физической эволюции, выявив границы предшествующего развития термодинамики, обосновал несостоятельность универсалистских претензий на открытие единой формулы термодинамической эволюции. Итак, неравновесная термодинамика сыграла первостепенную роль в открытии совершенно нового проблемного поля - явлений самоорганизации, Эта роль состоит прежде всего в снятии распространенных классических термодинамических запретов на са моорганизацию. Однако, как полагают многие специалисты, термодинамика не дает ключей к решению проблем самоор ганизации. Второй источник возникновения С. - это теория динамических систем, основы которой были созданы в конце XIX в. трудами А. М. Ляпунова и А. Пу анкаре. Эволюцию динамической систе мы описывают решения системы обыкно венных дифференциальных уравнений, которые имеют наглядную геометриче скую интерпретацию в виде семейства интегральных кривых. Например, сово купность решений нормальной системы двух уравнений интерпретируется как множество траекторий на фазовой плос кости (в общем случае - многомерном фазовом пространстве). Множество тра екторий называют фазовым портретом системы. Это понятие характеризует самобытность (самость) системы. Поведение траекторий исследуют методами качественной (геометрической) теории дифференциальных уравнений. Существуют три типа траекторий: замкнутые (циклы), незамкнутые и точки покоя (в которых искомые функции обращаются в постоянные). Понятие «точка бифуркации» описывает локальное поведение траектории динамической системы. При определенных условиях зависимость решения уравнения от параметра может стать неоднозначной; в этом случае данное значение параметра есть точка бифуркации (или ветвления) этого решения. Поскольку график имеет форму вилки (англ. - fork), само явление называется «бифуркацией», Ветвление решений уравнения (т. е. траекторий в фазовом пространстве) интерпретируют как неединственность (альтернативность, многовариантность) путей эволюции динамической системы. Множество, состоящее из точек бифуркации, называется катастрофическим. Классификация неустойчивостей устанавливается в теории катастроф французского математика Р. Тома. В социально-гуманитарных исследованиях понятие «катастрофа» используют в метафорическом, нематематизированном смысле, Аттрактор (от англ. attract - притя гивать), или область притяжения, - это множество точек фазового пространства, к которому с течением времени «притя гивается» траектория динамической сис темы. Математики Д. Рюэль и Ф. Такенс в 1971 г. установили, что для определен ного класса нелинейных динамических систем характерны скачкообразные пере ходы к апериодическому движению через несколько многопериодических режи мов. В этом случае говорят о потере ре гулярности и переходе детерминирован ной системы в стохастический (вероятно стный) режим, который характеризуется наличием странного аттрактора. Фазо вый портрет странного аттрактора - ог раниченная область фазового простран ства, в которой происходят случайные блуждания. Наличие странного аттракто ра есть критерий существования стохастического режима для данной динамической системы. Впервые предположение о подобном механизме перехода «порядок - беспорядок» - для перехода от ламинарного течения жидкости к турбулентному - высказал Л. Д. Ландау в 1944 г. Приоритет открытия странных аттракторов принадлежит американскому метеорологу Э. Лоренцу (1963), изучавшему картину развития турбулентности на модели симметрично нагреваемой вращающейся жидкости, однако широко известны странные аттракторы стали после работ Д. Рюэля и Ф. Такенса. Весть об их открытии произвела впечатление шока в научном сообществе: совершенно непонятно было происхождение случайного поведения для систем, описываемых детерминистскими уравнениями. Г. Хакен, учитывая данное обстоятельство, определяет понятие «хаос» как нерегулярное движение, описываемое детерминистскими уравнениями. Хаотическое движение в указанном смысле обнаруживается в системах различной природы. Так, еще в конце XIX в. А. Пуанкаре установил нерегулярное движение, изучая проблему трех тел в небесной механике. При определенных условиях астероиды или кометы ведут себя принципиально стохастически и описываются странными аттракторами. Хаотическое поведение наблюдается также в электронных приборах, в химических реакциях, в динамике популяций животных и т. д. Т. о., с т. зр. С., в окружающем мире главенствующую роль играют неравновесность и неустойчивость. Возникновение С. характеризуется установлением неразрывных связей между статистической физикой и теорией динамических систем, что проявляется, в частности, в терминологии и взаимообогащающем обмене идеями. Для замкнутых термодинамических систем энтропия ведет себя как аттрактор. Такая система флуктуирует около состояния-аттрактора (флуктуация - это отклонение величины от ее среднего значения). В сильно неравновесных состояниях флуктуации становятся аномально большими (т. е. сравнимыми со средними значениями), и они определяют исход эволюции системы, Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, становится невозможным ее описание с помощью детерминистских уравнений. Флуктуации вынуждают систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы. Переход через бифуркацию и выбор пути эволюции - такие же случайные процессы, как бросание монеты или игральной кости. Флуктуации разрушают старую структуру, а после того как один из многих возможных путей эволюции выбран, возникает, по терминологии И. Пригожина, новая диссипативная структура и вновь вступает в силу детерминизм - и так до следующей точки бифуркации (диссипация - это рассеяние энергии; для поддержания диссипативных структур требуется больше энергии, чем для поддержания более простых структур, на смену которым они приходят). «Порядок через флуктуации» - таким термином обозначает И. Пригожин описанный тип поведения систем. Рассмотренные понятия и открытия С. приводят к коренному переосмыслению целого ряда традиционных философских концепций. Прежде всего изменяются представления о механизме развития: развитие происходит через неустойчивость, через случайность, через бифуркации. «Без неустойчивости нет развития», - отмечает С. П. Курдюмов, глава отечественной школы С. Синергетическим системам нельзя навязывать пути их развития - возможно лишь самоуправляемое развитие (это применимо и для экономических реформ). Далее, требует переосмысления такая древняя мифологема и философема, как «хаос». С. установила возможность спонтанного возникновения порядка из хаоса в результате процесса самоорганизации. Следовательно, хаос выступает созидающим началом, конструктивным механизмом развития (в этой связи проблематизируется роль демиурга). В различных условиях у одной и той же системы могут наблюдаться различные формы самоорганизации. Однако понятие «хаос» остается недостаточно четко определенным. И. Пригожин подчеркивает, что не следует смешивать равновесный тепловой хаос с неравновесным турбулентным хаосом. Назрела необходимость разработки теории, позволяющей количественно оценивать степень упорядоченности структур, возникающих из хаоса. Важные результаты в этом направлении получены отечественными учеными (А. Н. Колмогоров, Н. С. Крылов, Ю. Л. Климонтович и др.). Весьма высока мировоззренческая значимость результатов С., связанных с категориями «необходимость» и «случайность». Ранее уже отмечалась первостепенная роль случайности в развитии. Существенно возрастает онтологический статус случайности: в окружающем мире, с т. зр. С., действуют и необходимость, и случайность, которые связаны между собой отношением не иерархии, а со-действия. Хотя случайность играет существенную роль вблизи точки бифуркации, «мы никогда не знаем заранее, когда произойдет следующая бифуркация», - подчеркивает И. Пригожин. Вследствие этого для неустойчивых систем существуют принципиальные границы предсказаний и контроля. Поведение таких систем непредсказуемо глобально (странный аттрактор) и локально (бифуркации) отнюдь не потому, что человек не имеет средств рассчитать и проследить их фазовые траектории, а потому, что таково устройство мироздания. Т. о., случайность понимается не как еще непознанная необходимость и не как точка пересечения независимых процессов, а как имманентная и неустранимая для поведения синергетической системы. Тем самым окончательно преодолеваются лапласовский детерминизм и концепции фатализма. Однако отдельные исследователи (например, Р, Том) критикуют такое понимание случайности. Весьма показательно, что к выводу о возрастании роли случайности независимо от С. пришла также космомикрофизика (А. Д. Сахаров, М, А. Марков и др.). Очевидно, что наличие нескольких альтернативных путей развития для са- моорганизующихся систем значительно ослабляет позиции эсхатологии, истори- ческого пессимизма и катастрофизма. Факт усиления флуктуаций вблизи точек бифуркации свидетельствует об эффективности малых (резонансных) воздействий на систему. Для социальной философии это означает, по-видимому, что в; «минуты роковые» для общества, находя- щегося в неустойчивом состоянии, усилия отдельной личности отнюдь не бес- полезны («и один в поле воин»). Эффективность малых воздействий, по мнению С. П. Курдюмова и Е. Н. Князевой, была угадана родоначальником даосизма Лао-цзы. Эти исследователи подчеркивают роль восточных религиозно-фило- софских систем (буддизм, даосизм, кон- фуцианство) в мировоззренческой интер- претации открытий С. В истории русской философии, по мнению С. С. Хоружего, на смену парадигме всеедин- ства приходит парадигма синергии, исто- ки которой он обнаруживает в восточном христианстве (исихазм), а также в фило- софии Гете. При этом синергия понима- ется как согласованное действие божест- венного и человеческого начал. И. Пригожин подчеркивает, что современное видение природы претерпевает радикаль- ные изменения в сторону множественно- сти, темпоральности и сложности, В ин- терпретации этих изменений он исходит из традиций европейской метафизики (А. Бергсон, А. Уайтхед, М. Хайдеггер). С. являет собой один из образцов постнеклассической науки, с присущими ей тенденциями к антифундаментализации, плюрализации, экстернализации. Об этом свидетельствует, в частности, конкуренция различных исследователь- ских программ, нацеленных на познание процессов самоорганизации, которые имеют фундаментальную практическую и социально-культурную значимость, В. П. Прыткое

СИСТЕМА - целостный объект,. состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру С. Этимологически понятие С. означает составное целое, ассамблею. Одной из характерных особенностей науки и техники второй половины XX в. является повсеместное распространение идей системных исследований, системного подхода и общей теории систем. Понятие С. предполагает рассмотрение исследуемого объекта с т. зр. целого. Исключительно широкий круг и разнообразие объектов и, соответственно, множество определений С. порождают стремление редуцирования характеристик С. к минимуму. Тем не менее, при всем разнообразии истолкований, понятие С. включает в себя представление о некотором объединении каких-то элементов и об отношениях между элементами. Такое понимание С. широко распространено в литературе. Понятие С. в некоторых случаях приравнивается к понятию структуры. В других случаях наблюдается стремление разграничить понятия С. и структуры. Основными понятиями общей теории С. являются «целостность», «элемент», «структура», «связи» и т. д. Целостность предполагает несводимость свойств целого к его составляющим, а также анализ составляющих элементов с т. зр. целого. Такое представление особенно широко распространено в гештальтпсихологии. Хотя элемент С. сам по себе может быть достаточно сложным образованием, с позиций С. он далее неразложим. Элемент С. обладает рядом свойств и находится в каких-либо отношениях с другими элементами. Структура С. предполагает упорядоченность, организацию, устройство, затребованные характером взаимоотношений между элементами. Системность проявляется не только во взаимоотношениях между элементами, но и во взаимоотношении со средой. Возможны различные способы классификации С. в зависимости от выбранного критерия. С т. зр. природы составляющих элементов, можно выделить материальные и идеальные С. Материальные С. - это С., состоящие из материальных элементов, находящихся в определенных взаимоотношениях. Материальные С, бывают относительно простыми и относительно сложными.

Более простые С. состоят из относитель но однородных непосредственно взаимо действующих элементов. В более сложных С. элементы группируются в подсистемы, вступающие во взаимоотношения как не которые целостности. Идеальные С. - это такие С., элементы которых суть иде альные объекты - понятия или идеи, связанные определенными взаимоотно шениями. Идеальной С. является, на пример, система понятий той или иной науки. В отличие от материальных С., идеальные С. возникают только благода ря познавательной деятельности людей. В литературе выделяют также статиче ские и динамические С. Статические С. относительно устойчивы к изменениям, стабильны и равновесны. Примером ста тической С. может выступать таксоно мия растений К. Линнея. Устойчивость и равновесие статических С. выражается в сохранении наличного состояния в тече ние определенного времени. В динами ческих С. структура со временем изменя ется. По характеру взаимоотношений со средой выделяют закрытые и открытые С. Закрытые С. физически изолированы от окружающей среды. Все статические С. являются закрытыми, что не исключа ет присутствия динамических процессов в закрытых С. В соответствии со вторым законом термодинамики, способность изолированных физических С. поддер живать постоянный обмен веществ и энергии со временем ослабевает, в ре зультате чего С. расходует запас энергии и возрастает энтропия. В С. нивелиру ются различия. Второе начало термоди намики. предсказывает довольно песси мистический прогноз однородного бу дущего. Открытые С. характеризуются постоянным обменом вещества и энер гии со средой. В биологических организ мах доминирует подвижное равновесие при постоянном обмене вещества и энергии со средой. Такие открытые С. избегают энтропии через метаболизм и постоянное поступление информации из внешней среды. Все открытые С. характеризуются самостабилизацией и саморегуляцией. Эти С. оказываются способными на поддержание наличного состоя ганизации. Однако понятие «хаос» остается недостаточно четко определенным. И. Пригожин подчеркивает, что не следует смешивать равновесный тепловой хаос с неравновесным турбулентным хаосом. Назрела необходимость разработки теории, позволяющей количественно оценивать степень упорядоченности структур, возникающих из хаоса. Важные результаты в этом направлении получены отечественными учеными (А. Н. Колмогоров, Н. С. Крылов, К). Л. Климонтович и др.).

Весьма высока мировоззренческая значимость результатов С., связанных с категориями «необходимость» и «случайность». Ранее уже отмечалась первостепенная роль случайности в развитии. Существенно возрастает онтологический статус случайности: в окружающем мире, с т. зр. С., действуют и необходимость, и случайность, которые связаны между собой отношением не иерархии, а содействия. Хотя случайность играет существенную роль вблизи точки бифуркации, «мы никогда не знаем заранее, когда произойдет следующая бифуркация», - подчеркивает И. Пригожин. Вследствие этого для неустойчивых систем существуют принципиальные границы предсказаний и контроля. Поведение таких систем непредсказуемо глобально (странный аттрактор) и локально (бифуркации) отнюдь не потому, что человек не имеет средств рассчитать и проследить их фазовые траектории, а потому, что таково устройство мироздания. Т. о., случайность понимается не как еще непознанная необходимость и не как точка пересечения независимых процессов, а как имманентная и неустранимая для поведения синергетической системы. Тем самым окончательно преодолеваются лапласовский детерминизм и концепции фатализма. Однако отдельные исследователи (например, Р. Том) критикуют такое понимание случайности. Весьма показательно, что к выводу о возрастании роли случайности независимо от С. пришла также космомикрофизика (А. Д. Сахаров, М. А. Марков и др.). Очевидно, что наличие нескольких альтернативных путей развития для самоорганизующихся систем значительно ослабляет позиции эсхатологии, исторического пессимизма и катастрофизма. Факт усиления флуктуаций вблизи точек бифуркации свидетельствует об эффективности малых (резонансных) воздействий на систему. Для социальной философии это означает, по-видимому, что в «минуты роковые» для общества, находящегося в неустойчивом состоянии, усилия отдельной личности отнюдь не бесполезны («и один в поле воин»). Эффективность малых воздействий, по мнению С. П. Курдюмова и Е. Н. Князевой, была угадана родоначальником даосизма Лао-цзы. Эти исследователи подчеркивают роль восточных религиозно-философских систем (буддизм, даосизм, конфуцианство) в мировоззренческой интерпретации открытий С. В истории русской философии, по мнению С. С. Хоружего, на смену парадигме всеединства приходит парадигма синергии, истоки которой он обнаруживает в восточном христианстве (исихазм), а также в философии Гете. При этом синергия понимается как согласованное действие божественного и человеческого начал. И. Пригожин подчеркивает, что современное видение природы претерпевает радикальные изменения в сторону множественности, темпоральности и сложности, В интерпретации этих изменений он исходитиз традиций европейской метафизики (А. Бергсон, А. Уайтхед, М. Хайдеггер). С. являет собой один из образцов постнеклассической науки, с присущими ей тенденциями к антифундаментализации, плюрализации, экстернализации. Об этом свидетельствует, в частности, конкуренция различных исследовательских программ, нацеленных на познание процессов самоорганизации, которые имеют фундаментальную практическую и социально-культурную значимость.

В. П. Прытков

СИСТЕМА - целостный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Отношения между элементами формируют структуру С. Этимологически понятие С. означает составное целое, ассамблею. Одной из характерных особенностей науки и техники второй половины XX в. является повсеместное распространение идей системных исследований, системного подхода и общей теории систем. Понятие С. предполагает рассмотрение исследуемого объекта с т. зр. целого. Исключительно широкий круг и разнообразие объектов и, соответственно, множество определений С. порождают стремление редуцирования характеристик С. к минимуму. Тем не менее, при всем разнообразии истолкований, понятие С. включает в себя представление о некотором объединении каких-то элементов и об отношениях между элементами. Такое понимание С. широко распространено в литературе.Понятие С. в некоторых случаях приравнивается к понятию структуры. В других случаях наблюдается стремление разграничить понятия С. и структуры. Основными понятиями общей теории С, являются «целостность», «элемент», «структура», «связи» и т. д. Целостность предполагает несводимость свойств целого к его составляющим, а также анализ составляющих элементов с т. зр. целого. Такое представление особенно широко распространено в гештальтпсихологии. Хотя элемент С. сам по себе может быть достаточно сложным образованием, с позиций С. он далее неразложим. Элемент С. обладает рядом свойств и находится в каких-либо отношениях с другими элементами. Структура С. предполагает упорядоченность, организацию, устройство, затребованные характером взаимоотношений между элементами. Системность проявляется не только во взаимоотношениях между элементами, но и во взаимоотношении со средой. Возможны различные способы классификации С. в зависимости от выбранного критерия: материальные и идеальные, статические и динамические, закрытые и открытые, аутопойетические и аллопойетические. Системные представления имеют давнюю историю. В классических формах они опирались на механистическую аналогию, когда интегративные характеристики С. выводились из элементарных представлений. В частности, общество рассматривается в качестве «машиноподобных» объектов, совокупности механически описываемых причинно-следственных зависимостей. Сведение С. к различию «часть-целое» предполагает изучение С. как закрытых образований.

На рубеже XIX - XX вв. формируется системный подход как критическая рефлексия на аналитико-синтетический способ классической науки. Этот подход опирался уже на организмические концепции С. В частности, Г. Спенсер использовал функциональные аналогии между процессами организма и общества. Считая, что «общество есть организм», он исходил из органической взаимосвязи частей и относительной самостоятельности целого и частей как в организме, так и в обществе. В результате последовательно проводимой им аналогии, он приходит к заключению, что «прогресс в структурной дифференциации сопровождается в обоих случаях прогрессивной дифференциацией функций». Идеи Г. Спенсера получили развитие в структурализме (А. Р. Рэдклифф-Браун, К.Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан и др.) и в функционализме (Э. Дюркгейм, Б.К. Малиновский, Р. Мертон). Если структурализм анализирует структуру как инвариантную характеристику отношений в С. (функциональность элементов выступает лишь в качестве исходной предпосылки), то функционализм базируется на рассмотрении части С. исходя из ее функциональной значимости.

Появление «общей теории систем» (термин был введен Л. фон Берталанфи в 1933 г.) ведет к созданию методологических предпосылок для формирования новой системы понятий (система, целое, целостность, элемент, структура, функция, функционирование, целенаправленное поведение, цель системы, обратная связь, интегративный эффект, равновесие, адаптивность), для которой основным различием является уже не «часть-целое», а «система-окружающий мир». Принятие нового различения ведет к тому, основными проблемами С. становятся проблемы открытых систем: внешнего дифференцирования и сохранения границ. В «рамках общей теории систем» возникла новая область науки - кибернетика, призванная изучать поведение открытых систем с обратной связью.

Основные принципы «общей теории систем» и кибернетические идеи наибольшее выражение нашли в структурном функционализме Т. Парсонса. Согласно Парсонсу, С. - это универсальный способ организации социальной жизни. Любая социальная С. имеет наличное физическое основание, в роли которого выступают индивиды. Они выполняют определенные функции. В процессе взаимодействия организуются и соединяются, чтобы образовать коллективы, а последние, в свою очередь, управляются в соответствии со все более и более высокими порядками обобщенных институилизированных норм. На вершине С. находится общество как единая С., организованная в виде целостного политического коллектива и институализирующаяся на основе единой более или менее интегрированной системы ценностей. Включив в С. стандартизированные нормы и ценности и деятельность индивидов в виде предписанных ролей, исследователь получает возможность рассматривать индивидуальную деятельность как детерминируемую характеристиками системы. Структуры предстают продуктом социальных взаимодействий и реализуются в деятельности индивидов как исполнителей ролей. В структурном функционализме подчеркивается интеграция индивидов в социальную С. и подчинение их функциональной целостности с целью поддержания ее равновесного и устойчивого самосохранения. Поэтому анализ социальной С. связывается, прежде всего, с выявлением основных функциональных требований, придающих совокупности элементов свойство целостности. Парсонс исходил из четырех функциональных условий - адаптации, целеориентации. Интеграции и поддержания образца, составляющих необходимые предпосылки для образования целостности и поддержания равновесия С.

С развитием кибернетики второго порядка в качестве основополагающего признака С. был выдвинут «аутопойесис», т.е. способность С. воспроизводит самое себя. Аутопойесис подчеркивает автономность живых С. в их взаимоотношениях со средой. Такие С. характеризуются способностью на постоянное самообновление. Поскольку такие С. выполняют только функции, затребованные структурой самой С., их обычно называют самореферентными. Ведущим различием для аутопойетических, самореферентных систем является «различие тождественности». В частности, Н. Луман, основываясь на биологическую теории самореференции У. Матурана и Ф. Варела и математическую теорию информации, развивал теорию самореферентных систем. Согласно Луману, социальные системы, в отличие от физико-химических и биологических, конституированы на основе смысла. А последний понимается как процессирование различий. Социальные С. состоят их коммуникаций и конституируются через их смысл. Поэтому в основу производства и самовоспроизводства общества необходимо положить понятие коммуникации. При таком подходе к обществу социальной операцией является лишь сама коммуникация, которая каждым своим событием открывает и закрывает систему. Общество, рассмотренное как социальная коммуникация, как поток самовоспроизводящихся сообщений, отражает специфику социальной С., которая предстает “самоописывающей и самонаблюдающей”. С развитием кибернетики второго порядка выделяют аутопойетические С. Аутопойесис подчеркивает автономность живых С. в их взаимоотношениях со средой. Такие С. характеризуются способностью на постоянное самообновление. Поскольку такие С. выполняют только функции, затребованные структурой самой системы, их обычно называют самореферентными. В противоположность самореферентным С. выделяют аллопойегические С., функциональность которых предопределяется извне. Новая, весьма необычная трактовка второго начала термодинамики предложена И. Пригожиным. По мысли Пригожина, энтропия - это не просто безостановочное соскальзывание системы к состоянию, лишенному какой бы то ни было организации. Необратимые процессы являются источником порядка. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, хаоса к порядку.
Могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Эти новые структуры Пригожин называет диссипативными, поскольку их стабильность покоится на диссипации энергии и вещества. Теории неравновесной динамики и синергетики задают новую парадигму эволюции С., преодолевающую термодинамический принцип прогрессивного соскальзывания к энтропии. С т. зр. этой новой парадигмы, порядок, равновесие и устойчивость С. достигаются постоянными динамическими
неравновесными процессами.
Т. X. Керимов





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 210 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...