Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Идеи и вещи, идеи и материя в философии Платона



2. Рациональность Платона и рациональность Демокрита: сравнительный анализ.

1) Платон с Сократом полностью согласен. Перенимает идею у Сократа, но расширяет сферу применимости.

Сократ – этик и эстет. Он же и занимается онтологией, чтобы обосновать этику и эстетику. Устройством природы (космоса) Сократ не интересовался. (Сократ стремился дать обоснование человеческим поступкам)

Для Платона мир идеи применяется и для объяснения вещей. Для Сократа идея – это и цель, и смысл человеческого поступка (жизни в целом). Также и у Платона, но у него идея становится смыслом, целью, сущностью вещей. Т.е. его идея дает смысл существования вещей (выполнять свою роль в космосе; идея задает вещи место в космосе).

Почему Платон считает, что сущность вещи – идея? Что это ему и нам дает?

Всякий раз, когда мы схватываем сущность, мы схватываем её в форме мысли. Если мы можем выразить суть вещи, то всё наше мышление начинает крутиться вокруг этого понятия. Возникает ощущение, что не мы что-то изобрели, а нам открылось. Сущность и есть понятие, если это понятие не зависит от человека (вещей), это становится платоновской идеей.

Важность платоновского подхода (открытие идем):

Парменид говорил, что мыслить вещи нельзя. Для этого надо перейти от вещи к идее (к бытию) – это то, что может быть схвачено мыслью. Если сущность схватывается мыслью, то это есть идея.

Из атомов нельзя объяснить внутреннюю цельность вещи (Демокрит). А идея дает вещь в её цельности, она показывает, что соединено воедино. Идея – принцип организации.

Когда мы переходим от вещи к идее, мы не теряем целостности. Мир идеи – мир смыслов.

Платон научил нас мыслить вещь, не теряя её целостности и качества.

Идея отвечает за всё то в вещи, что может быть помыслено. Чувства, воспринимаемые вещью, отличаются от идеи: она находится в пространстве, действует на органы чувств.

Если есть только идея, то вещи не получится. Нужна материя. Вещь – отпечаток идеи в материи.

Материя у Платона отвечает:

1) За телесность вещи.

2) За несовершенство вещи

Парадокс: материя отвечает за телесность, но в отличии от вещи её нельзя взять в руки.

У Платона вещи лишь жалкое подражание идеи (диалоги Федон и Государство).

Цель Платона: разрыв цепей с чувственным воспринимаемым миром, привыкать к созерцанию мира идей.

Когда человек научится отделять идею красоты, тогда такая красота ему будет дороже.

Сократ думал, что разрыв между миром людей (вещей) и миром идей преодолим. Сократ считал, чтобы быть добродетельным, надо быть разумным. Разум у Сократа и Платона имеет другой смысл. Быть причастным к добру – быть причастным к идеи добра. Разум соединяет нас с добром, справедливостью. Разум – окно, открытое в мир вечности.

У Сократа человек разумный тогда, когда отдается полностью идее. Разум это то, что идеи делают с нами.

В диалоге Государство появляется тоталитарное государство.

Парадокс: 3-й человек

Его сформулировал сам Платон, а далее использовал Аристотель для критики платоновской теории вещей.

Каково соотношение между вещью и идеей? Платон говорил, что вещи причастны к идее. Что такое причастность? Можно ли логически выразить отношение между вещью и идеей? Нельзя, в принципе невозможно.

Связь между идеями фиксируется с помощью понятий.

При сравнении идеи яблока и самого яблока, сравниваются идеи яблока. Получается нечего сравнивать

Вместо яблока берем человека.

Парадокс заключается, потому что мы разорвали идею и вещь. Отличие вещи от идеи логически высказать нельзя.

2) Платон и Демокрит. Сходства.

Они пытались объяснить вещи с помощью бытия.

Из Демокрит. логики не вытекает целостность вещей, т.к. его бытие разрозненно (атомы). Осколки бытия внутри связи друг с другом.

У Платона идеи внутри связаны друг с другом и образуют целостную систему. Он показывает, как в мире идей связаны противоположности.

У Платона его бытие дает принцип связи: то, чего нет у Демокрита.

Логика Платона элементаристкая, он пытается свести в целое, внутри несвязанное с собой.

Демокрит не может объяснить ни целостность тела, ни мотивы незбегающего из теории Сократа.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 2124 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...