Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Античная философия как первая форма философии рациональности



1) Философия впервые возникла в древней Греции (VI до н.э.). Однако, до этого философия была как и собственное рационалистическое мышление.

Фалес.

Существовали египетская, вавилонская культуры, философы ездили на Восток за образованием

Если они ездили туда учиться, почему тогда философия возникла в древней Греции? Чем отличается философское знание, которое создали греки?

Греческая математика отличалась доказательностью. Именно в греческой математике впервые появилось доказательство.

У греков знание говорило о божественном и давало практические рецепты. (печать сокральности и прагматизма). Но само по себе знание в цене не было.

Сокральное знание => обоснование этих расчетов в авторитете богов и жрецов.

В древней Греции знание принималось в 3 случаях:

Его можно было доказать. Оно может претендовать на роль аксиомы.

Греческое знание – математическая формулировка в виде теоремы, на Востоке в виде рецептов.

Почему в древней Греции появился принцип доказательства и критицизма?

Этот принцип есть там, где проявляется свобода. Они важны для свободного человека. Под давлением он не хочет принимать решения. Человек принимает только то, что хочет. Для этого существует принцип доказательства => этот принцип способствовал развитию демократии. Демократия не рождает свободу.

Человек в своей глубине к социальным отношением не сводится. Но в древнегреческой демократии свободный смог себя проявить и оказаться востребованным. (если решение принимается в ходе совместных обсуждений, и человек что-то предлагает: 1) если я выделил общий интерес; 2) покажу, что решение работает на наш общий интерес – для этого требуется рациональное мышление).

В Греции могли казнить, но, когда ты говоришь, не мог пресечь.

Из типа социальности не рождается свобода духа. А другой тип социальности глушит свободу духа.

Спарта – культурный ноль.

2) Мало ли рациональному мышлению появиться в готовом виде? Нет!

Первые философы (до Гераклита) – это особый этап, когда рациональное мышление уже проявило, но не обрело собственных форм. (рациональное мышление: выделить сущность субстанции). Субстанцию можем попытаться схватить с помощью образа – в данной ситуации образ берет на себя суть понятия – смыслообразования. Понятие дает строгую логику, а образ только ассоциативную связь.

Все первые философы мыслили смыслообразами – это значит, что у них рациональное мышление еще не обрело собственные бытийные формы.

Первый философ из 7 мудрецов – Фалес.

От первых философов до нас дошли лишь цитаты, разбросанные по книгам поздних авторов, целостных сочинений не осталось.

“Всё есть вода” – все утверждения Фалеса сводятся в это. Чтобы понять глубину мыслителя, надо сравнить с предшественниками. Фалес первый отказался от мифологического, хотел все свести к немифологическому.

Первоначалом считал воду (без воды нет жизни). Под водой он имеет первичное основание, но его он выражает с помощь образа, который взят из обыденной практики. Вода – смыслообразование. Но его вода – это первый шаг мыслить вне мифологии.

Но ученик следующего – Анаксимандра – удивляет глубинной постановки проблемы.

Слова сущность/субстанция – тогда не было.

Анаксимандр говорит, что первоначало апейрон (беспредельное). У апейрона нет никаких чувственно-воспринимаемых качеств. Анаксимандр делает очень важный шаг – осознает, что первоначало нельзя найти в ряду чувственно-воспринимаемых вещей; если мы хотим объяснить все вещи (разнокачественные), то первоначало не должно иметь какого-то определенного качества – вот логика, спрашивающееся за апейроном.

Означает ли это, что апейрон – первое понятие? Нет! Говоря об апейроне, мы абстрагировались от всех качеств, но как у апейрона можно вывести многообразие вещей?

Из апейрона выделятся противоположности и _____________, сочетаясь, они образуют разные вещи.

Недостаточность этого объяснения в том, что из апейрона самого этого не следует, в нем это заложено. Выделения противоположностей апейрону навязано; вывод всех вещей из апейрона идет по смысловым ассоциациям, а не по логике. Первоначало должно быть определено.

Анаксимен говорит, что первичен воздух. А все вещи получаются путем смешения и разрешения воздуха.

Дальше начинается множество концепций:

Концепция Эмпедокла (бросился в жерло вулкана):

4 элемента: огонь, воздух, вода, земля – элементы разнокачественные.

Все вещи – суть сочетания этих элементов. Говорит, что есть 2 космических силы: любовь и вражда.

Это философия смыслообразования. Силы практикуются по аналогии.

Самый выдающийся философ (в рамках смыслообразования) – Гераклит.

Философы до него пытались найти незыблемое основание, а Гераклит первым увидел текучесть вещей..

Первоначало – гераклитовский огонь, который воплощает изменчивость мира (процессуальность).

В отличие от остальных философов Гераклит считал, что космос сгорает в мировом огне, а потом снова возрождается. (пример с растворимостью сахара, затем с выпариванием воды). Роль внутренней симметрии играет Логос (слово/порядок). До Гераклита его никто не использовал. У Гераклита Логос – обозначенный/небожественный космический порядок.

Телесный космос исчезает; космический порядок вечен, из него всё снова возрождается.

Логос – закон, взятый как смыслообразование, из которого логически вывести ничего нельзя.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 490 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...